Дверь в Европу


Павел Лунгин. Фотография Никиты Павлова

— Павел Семенович, первый вопрос, наверное, немного наивный: почему по линии кино из всех стран мира нам сегодня нужен альянс именно с Францией?

— Мой ответ столь же наивен и прост: мне кажется, что французская модель поддержки кино — самая успешная из всех существующих в Европе. И мы можем многому научиться именно у французов. Мне кажется, что Франко-российская киноакадемия в идеале должна стать для нас своего рода дверью в европейское кино.

— А эта дверь будет открываться с обеих сторон? Понятно, чем нам может быть интересна Франция — но чем ей интересна Россия?

— Я бы не стал так уж недооценивать наш потенциал как партнера в этой истории. Россия — это не просто мешок с нефтяными деньгами, но еще и колоссальный рынок; мы зарабатываем на прокате больше миллиарда долларов в год. У нас есть великолепные натурные площадки, которых нет больше нигде в мире. И есть профессионалы, которые умеют снимать кино европейского уровня. Наша главная проблема состоит как раз в том, что русское кино окукливается, замыкается на самом себе. Мы не открыты миру, и поэтому миру не интересны. Мы выпали из сферы интереса не столько мирового кинематографа, сколько мирового зрителя — потому что нам негде с ним познакомиться. Эту проблему как раз может помочь решить Академия.

— Каким образом?

— Отчасти это должно решиться на первой ассамблее, где мы должны определить принципы нашего сотрудничества и функционирования. Пока у меня есть только какие-то идеи, мечты. Мне хотелось бы, чтобы у Академии появился свой бюджет, чтобы мы могли производить несколько совместных фильмов в год. Но как бы то ни было, важно, чтобы каждый проект, который патронирует или производит Академия, с самого начала курировался двумя продюсерами — с российской и с французской стороны. У нас же, как правило, иностранного партнера начинают искать, когда фильм уже снят, или когда он снят наполовину. Поиски партнера для копродукции — вот эту функцию Академия точно могла бы взять на себя. Причем поиск должен идти на уровне задумки и синопсиса, и тогда сам интерес продюсера с другой стороны будет говорить о перспективности проекта на мировом рынке. Работа с европейскими партнерами облегчит доступ нашего кино не только в прокат, но и на фестивали, а участие в фестивалях сегодня по-прежнему повышает шансы на успех в прокате как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Самый ближайший пример с нашей стороны — это «Елена» Звягинцева; после участия фильма в «Особом взгляде» интерес к нему как в России, так и во всем мире резко возрос. Мы также вели переговоры с патроном Национального центра кинематографии во Франции о том, чтобы рекомендация Академии позволяла получить нашим совместным фильмам поддержку во французском прокате.

— Допустим, французы не квотируют фильмы, которые патронирует Академия, — а какой с нашей стороны может быть симметричный ответ?

— С российской стороны Академия существует внутри Фонда кино, у которого есть бюджет и определенные рычаги влияния. Как минимум, Фонд может выделить совместному проекту денег на поддержку в российском прокате. У него также есть определенный бюджет на копродукцию, потому что в уставе существует положение о пропаганде российского кино за рубежом. Думаю, что от нашего альянса выиграют все — проигравших уж точно не будет.

— Понятно, что копродукция — главная бизнес-миссия Академии. А ставите ли вы перед собой какие-то просветительские задачи?

— Думаю, что мы будем проводить семинары и мастер-классы как в России, так и во Франции. Хотелось бы, чтобы французские и наши сценаристы научились работать вместе. Хотелось бы, чтобы французские продюсеры рассказали нашим режиссерам и продюсерам о том, какие проекты им интересны сегодня. Мы будем заниматься студенческим обменом, это уже решено. Будем проводить и курировать фестивали — российского кино во Франции и французского в России. Очень хочется показать французам наше современное кино. Мне кажется, что мы находимся в кризисе — это касается как нашего артхауса, так и нашего мейнстрима, — и очень хотелось бы попытаться его преодолеть. Нам нужен взгляд со стороны — умный, страстный и практичный. Именно так смотрят во Франции — на фильмы и на людей.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: