Видео

Вместо киношколы. Дебютант vs продюсер


 

В прошлом году Медиалаборатория Яндекс.Такси провела эксперимент, итогом которого стали пять короткометражных фильмов — их снимали Хаски, Даша Чаруша и другие дебютанты под руководством таких продюсеров, как Илья Стюарт и Федор Бондарчук. В ноябре Медиалаборатория представила результаты второго эксперимента. Мы обратились с вопросами к трем продюсерам, которые приняли участие в конкурсе этого года.

В этом году Медиалаборатория Яндекс.Такси получила 1296 сценариев, из которых были отобраны 18 лучших. Их представили на питчинге, где кураторы — Тимур Бекмамбетов, Артем Васильев, Анна Каминская, Илья Стюарт и Сергей Яхонтов — выбрали пять проектов. Наши вопросы касались современного обучения, новых технологий и особенностей работы с дебютантами. Представляем вам фильмы и ответы кураторов.

 

Илья Стюарт

«Бывшая», реж. Андрей Никифоров

 

Сегодня киношколы теряют прежнее институциональное влияние. В России все чаще короткий метр возникает благодаря продюсерским центрам и инициативам. Вы видите в этом действенную альтернативу классическому образованию?

Я отношусь к киношколам с большим уважением, но сам всегда был сторонником идеи, что практика и работа — это лучший путь к успеху в нашей профессии. В идеале, классическое образование необходимо совмещать с работой на площадке.

Утверждение, будто короткий метр это легкий путь к метру полному — иллюзия. Это совершенно отдельный жанр, но с теми же индустриальными проблемами, что и у большого кино, главная из которых — нехватка хорошего материала. Поэтому я рад, что в рамках конкурса для «Яндекса» нам с коллегами удалось отобрать столько качественного материала, и что молодые сценаристы и режиссеры получили такую возможность.

Расскажите о фильме, который вы спродюсировали для Медиалаборатории. Что привлекло вас в сценарии?

Это наш второй опыт работы с «Яндексом» над дебютными фильмами: в прошлом году мы ставили режиссерский дебют Димы Кузнецова (он же Хаски), которым я очень горжусь. У Димы есть огромный режиссерский потенциал. Как только он очутился в режиссерском кресле, мы это увидели.

В этом году я отметил талантливый и лаконичный сценарий «Бывшая». Пришлось за него побороться с коллегами и кураторами. Для меня было важно, что эта история — линейная, актерская — радикально отличалась от нашего прошлогоднего опыта. В режиссера Андрея Никифорова я сразу поверил, было интересно работать и увидеть, как Андрей интерпретировал заданную «Медиалабораторией» тему конкурса.

Насколько комфортно вам работать с режиссером-дебютантом, и насколько вы вмешиваетесь в его работу?

Наша кинокомпания Hype Film всегда ориентировалась на режиссеров и авторов, таких как Андрей. Моей задачей на этом проекте было именно кураторство, а не продюсирование. Режиссер-дебютант — это всегда особая энергия, потому что при отсутствии опыта проступает искренность, которой чужды математика и расчет.

В киновузах — стандартные конкурс и вступительные испытания. А как устроен ваш собственный отбор? Готовы ли вы рассматривать сценарий человека с улицы, и как он может с вами связаться?

С недавних пор у нас есть отдел девелопмента, мы всегда готовы к общению с молодыми авторами, и стараемся читать всё, что попадает в руки, хотя объем и растет из года в год. Поэтому могу посоветовать обращать больше внимания на презентации и обязательно показывать проработку предлагаемого проекта. По одному только сценарию тяжело прочувствовать видение — а для меня наличие авторского видения всегда ключевой критерий.

Одна из проблем традиционных вузов — запоздалая реакция на технологические перемены. Фильмы, которые вы сделали совместно с Медиалабораторией Яндекс.Такси, посвящены технологиям. Как вы относитесь к проникновению современных технологий — таких как VR или интерактивный выбор — в кино?

Я в полной уверенности, что за VR будущее. Сейчас эта технология находится на уровне братьев Люмьер, которые снимают прибытие поезда. Но уже следующие этапы развития могут полностью изменить подход к производству контента — и я думаю, что это случится еще при нас.

 

Артем Васильев

«Ухо», реж. Петр Скворцов

 

Сегодня киношколы теряют прежнее институциональное влияние. В России все чаще короткий метр возникает благодаря продюсерским центрам и инициативам. Вы видите в этом действенную альтернативу классическому образованию?

Съемка одного короткометражного фильма вряд ли может заменить полноценное кинообразование. Но без сомнений, такой опыт может дать более точное понимание, в каком качестве человек хотел бы себя реализовать в кино.

Расскажите о фильме, который вы спродюсировали для Медиалаборатории. Что привлекло вас в сценарии?

В результате питчинга проектов Медиалаборатории Яндекс.Такси я выбирал между двумя сценариями, которые мне показались достойными реализации. В итоге решил делать фильм по сценарию Петра Скворцова и Андрея Стадникова. Мне показалось, что в этой работе помимо авторской идеи и тонкой иронии, с которой она воплощена, есть еще и жесткая конструкция. Этот сценарий отвечал всем условиям конкурса и был не слишком сложен для съемок — для первого фильма это важно.

Насколько комфортно вам работать с режиссером-дебютантом, и насколько вы вмешиваетесь в его работу?

Петр — очень цельный творческий человек. Он был абсолютно сконцентрирован на свой задаче и работе, и слышал людей вокруг. У нас сложился комфортный диалог.

В киновузах — стандартные конкурс и вступительные испытания. А как устроен ваш собственный отбор? Готовы ли вы рассматривать сценарий человека с улицы, и как он может с вами связаться?

Почти все заявки я читаю сам. Мне присылают их всеми доступными способами. Есть вот такой адрес: production@metrafilms.ru, который мы регулярно проверяем. Конечно, желательно вместе со сценарием прислать краткую информацию о себе и синопсис.

Одна из проблем традиционных вузов — запоздалая реакция на технологические перемены. Фильмы, которые вы сделали совместно с Медиалабораторией Яндекс.Такси, посвящены технологиям. Как вы относитесь к проникновению современных технологий — таких как VR или интерактивный выбор — в кино?

К проникновению технологий я отношусь спокойно. Я пришел в кино из рекламы и продолжаю заниматься проектами на рекламном рынке, который быстро адаптируется к новым технологиям. Важно быть в курсе происходящего и понимать, как можно использовать эти технологии, чтобы рассказать свою историю.

 

Сергей Яхонтов

«Префект», реж. Олег Коронный

 

Сегодня киношколы теряют прежнее институциональное влияние. В России все чаще короткий метр возникает благодаря продюсерским центрам и инициативам. Вы видите в этом действенную альтернативу классическому образованию?

Думаю, что школа и академический подход — предпочтительны. Режиссерское ремесло требует продолжительного навыка и соответствующей среды. Впрочем, есть масса примеров больших режиссеров, которые не заканчивали киношколу.

Что касается утраты авторитета — русские киношколы стали слишком доступны и действительно потеряли свою элитарность. Но есть другие примеры — Tisch School of the Arts, AFI Conservatory, киношкола в Лодзи, список длинный — авторитет таких институтов никуда не делся.

Расскажите о фильме, который вы спродюсировали для Медиалаборатории. Что привлекло вас в сценарии?

Самоирония, желание автора работать с актуальной проблематикой, попытка высказывания.

Олег выбрал сложный для короткометражного дебюта жанр — производственную драму про быт мелких чиновников. Тем интереснее была задача.

Насколько комфортно вам работать с режиссером-дебютантом, и насколько вы вмешиваетесь в его работу?

Комфортно работать с человеком, дебютант или маэстро — не так важно. Кино спорт командный, и общая энергетика участников здесь — важный фактор.

В киновузах — стандартные конкурс и вступительные испытания. А как устроен ваш собственный отбор? Готовы ли вы рассматривать сценарий человека с улицы, и как он может с вами связаться?

Для режиссера-дебютанта без профессиональной подготовки полагаю важным иметь талант рассказчика. Помимо самого сценария нужна глубокая аналитика потенциального проекта. Мы в студии с большим трепетом относимся к подобным питчинг-презентациям.

Связаться не сложно — studio.stereotactic.ru.

Одна из проблем традиционных вузов — запоздалая реакция на технологические перемены. Фильмы, которые вы сделали совместно с Медиалабораторией Яндекс.Такси, посвящены технологиям. Как вы относитесь к проникновению современных технологий — таких как VR или интерактивный выбор — в кино?

Со сдержанным любопытством. Следить за меняющимся инструментарием увлекательно. Была бы возможность этот инструментарий применить. Киношколы обвинять не стоит: вся информация доступна, нужен только ноутбук и вайфай.

 

Другие фильмы эксперимента

«Алиса», реж. Василиса Кузьмина. Куратор Тимур Бекмамбетов.

 

«Запаска», реж. Виталий Шепелев. Куратор Анна Каминская.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: