Что такое русский блокбастер?


У моего друга есть излюбленная байка про туземцев, которые видят, что над островом летают самолеты. И они делают такой же из соломы, который летать не может, но если очень сильно разогнать, то он очень красиво бежит по взлетной полосе, и все дико радуются. Мне кажется, что русский блокбастер — в большинстве случаев — пока еще самолет из соломы, который похож на настоящий и даже по взлетной полосе бегает, но толком не летает. Хотя может доставить массу радости окружающим. Я бы очень хотел, чтобы он полетел. Но традиция советского мэйнстрима утеряна. А новые российские режиссеры словно пытаются готовить строго по заграничной поваренной книге, попутно заменяя недостающие экзотические пряности родной перловкой. Кстати говоря, в Швеции национальные блокбастеры — «Парень в соседней могиле» или, скажем, фильмы Лукаса Мудиссона — были сделаны по своим законам и никакого отношения к голливудской традиции не имели. А в Корее, наоборот, долго пытались следовать голливудским канонам, пока все рекорды вдруг не побил «Шири», с которого начался коммерческий подъем корейского кинематографа. Сюжетная схема там была заимствована, правда, из голливудских боевиков, зато дух и проблематика были глубоко национальными. Дух — а не колорит сувенирного магазина в «Шереметьево», как в «Гамбите» или «Советнике». Ведь национальные блокбастеры в других странах воспринимаются как арт-хаус. А какие наши блокбастеры могут так восприниматься? Пожалуй, лишь «Ночной Дозор». Я как-то к нему стал лучше в последнее время относиться — когда посмотрел все остальное. Не хочется брюзжать и говорить, что кругом — говно… Наверное, какие-то успехи все-таки есть. Публика ведь идет? Значит, продюсеры угадали ее ожидания, уже хорошо. Другое дело, что тем, на кого они не рассчитывали, это даже ненароком понравиться не может.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: