Фестивали

Канны-2014: навстречу дигитальному удовольствию


В Новое время изображение не существует в отрыве от технологий — отчасти об этом «Тернер» Майка Ли, один из первых конкурсных фильмов Каннов-2014.

Безрассудная любовь. Реж. Джессика Хаузнер. 2014

Кино сегодня переживает момент, когда пленка еще не умерла и продолжает применяться энтузиастами, но цифра уже переросла свои первые неловкие опыты; тот, кто следит за эволюцией изображения, может наблюдать сдвиг, сравнимый с открытием в XV веке законов перспективы.

На этой неделе в каннском «Особом взгляде» показали фильм Джессики Хаузнер «Безрассудная любовь»: поэт Генрих фон Клейст, одержимый манией самоубийства, вовлекает в свой суицидальный проект скромную мать семейства, страдающую неизвестным, но, кажется, смертельным заболеванием.

В «Лурде», своем втором цифровом фильме (первым, совсем на заре технологий, была «Милая Рита», потом последовал «Отель» снятый на 35 мм), Хаузнер использовала только простые цвета: синий — это синий, белый — это белый, зеленый — только зеленый. Проба палитры — мудрый шаг для пионера цифрового кино. Мозаика простых цветов в «Лурде» сложилась, и в «Безрассудной любви» Хаузнер вводит узоры, линии и паттерны, располагая в кадре не столько предметы, сколько пласты изображения. Как поместить героя в полосатом камзоле на фоне обоев в зеленый цветочек, чтобы у зрителя не рябило в глазах? Как линии на детском мячике будут сочетаться с узорами на полу?

Сюжет и диалоги в «Безрассудной любви» не кажутся важными (хотя синопсиса достаточно для того, чтобы с любопытством ждать развязки — в финале приготовлен неожиданный поворот); важным кажется неожиданное и тем более глубокое наслаждение от цифрового изображение, которое больше не пытается притвориться пленочным. Эволюция восприятия сделала свое дело: костюмная драма, рассказанная языком HDR-камеры, больше не вызывает внутреннего протеста, не кажется анахронизмом. Понятно, что не каждый зритель обязан замечать на экране последствия глубоких теоретических изысканий и интуитивных находок талантливого режиссера, но впечатление от фильма складывается помимо осознания приемов, и темнота на финальных титрах «Безрассудной любви» — это пробуждение от прозрачного дигитального сна, в котором были пережиты мгновения тихого восторга.

Сен-Лоран. Реж. Бертран Бонелло. 2014

«Ив Сен-Лоран» Бертрана Бонелло, биография легендарного модельера — гения, гея и наркомана, — тоже состоит из узоров и паттернов, но фильм снят на пленку, здесь другая глубина резкости: предметы и линии переходят друг в друга плавно; так же плавно двигаются герои, которым некуда торопиться. Хаузнер показывают в «Особом взгляде», у нее почти лабораторная работа; «Сен-Лоран» — в основном конкурсе, и он, разумеется, больше, чем удачная попытка снять на пленку пестрый и одновременно элегантный фильм.

Как всегда у Бонелло, частная история становится поводом для обобщения: порно у него было метафорой шестьдесят восьмого года, публичный дом — метафорой окончания века; в «Сен-Лоране» осенне-зимняя коллекция1968 года монтируется с кадрами расстрелов и протестов, наркотики неотделимы от 1960-х и 70-х, СПИД — от 80-х. А эскизы и платья, тщательная работа над которыми превращает фильм едва ли не в производственную драму — не что иное, как форма искусства XX века, такая же, как живопись в XV веке или цифровое кино в XXI.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: