Кровь — Moloko Plus
Каждый «большой автор» сегодня видит себя немного Стэнли Кубриком, копируя не столько даже визуальный стиль и драматургические приемы (тут особенно выделяется Сэм Мендес, «Морпехам» которого только ленивый не вменил крайнее сходство с «Цельнометаллической оболочкой»), сколько сам подход к жизни в искусстве.
Фрагмент фильма «Морпехи» (Реж. Сэм Мендес. 2005):
Фрагмент фильма «Цельнометаллическая оболочка» (Реж. Стэнли Кубрик. 1987):
Сегодня быть «большим» значит — одинаково хорошо работать в разных жанрах (Пол Томас Андерсон?), не бояться больших форм (Даррен Аронофски? Кристофер Нолан?), быть контрол-фриком, регулирующим не только съемочный процесс, но и маркетинг картины (Дэвид Финчер?).
Фрагмент фильма «Нефть» (Реж. Пол Томас Андерсон. 2007):
Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):
Геометрическая точность кадра, феноменальная работа со стедикамом, исключительные в своей смелости футуристические дизайнерские решения и фантастический свет в фильмах Кубрика — все это, безусловно, самым шокирующим образом сказалось на образе кинематографического мышления тех, кто работал уже после него. Полный список последователей и эпигонов составить сложно. Вот лишь несколько примеров того, как любовь к Кубрику может работать на благо или во вред произведению.
Фрагмент фильма «Орландо» (Реж. Салли Поттер. 1992):
Фрагмент фильма «Чужой 3» (Реж. Дэвид Финчер. 1992):
Фрагменты фильма «Сияние» (Реж. Стэнли Кубрик. 1980):
Кто-то из режиссеров заимствует у Кубрика сверхсложные технологические приемы (как, например, Кристофер Нолан в сцене с вращающимся коридором в «Начале»), кто-то действует проще.
Фрагмент фильма «Начало» (Реж. Кристофер Нолан. 2010):
Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):
Трейлер фильма «По ту сторону черной радуги» (Реж. Панос Косматос. 2010):
Помимо Рефна с его острой любовью к красному, поэтическим наследником Кубрика, как ни странно, можно счесть и Алана Кларка, устанавливающего в своих главных фильмах прочную связь с «Заводным апельсином». Кажется, именно через Кларка бациллу кубрикианства подцепили Джонатан Глейзер (подробнее здесь) и Гас Ван Сент.
Фрагмент фильма «Сделано в Британии» (Реж. Алана Кларк. 1982):
Фрагмент фильма «Слон» (Реж. Алан Кларк. 1989):
Странная — словно игнорирующая проверенные кассой «золотые» голливудские правила — драматургия Кубрика, его механические герои и особое устройство диалогов, усвоена кинематографом двух Дэвидов — Линча и Финчера.
Фрагмент фильма «Потерянное шоссе» (Реж. Дэвид Линч. 1997):
Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):
Чтобы Кубрик не отстал от времени, два Джонса — Данкан и Спайк — превратили его HAL9000 в приятный аксессуар. Один приучил его к смайликам, другой — положил в карман (обратите внимание на красные тона).
Отдельных слов требуют таинственные взаимоотношения Кубрика с режиссерами по фамилии Андерсон.
1. Что больше: симметрия Уэса Андерсона или симметрия Кубрика?
2. Обращает на себя внимание и разухабистое эпигонство Пола У.С. Андерсона, бойко дебютировавшего со своеобразной версией «Заводного апельсина» («Шоппинг»). Молодой манекенистый Джуд Лоу и старое доброе ультранасилие:
Чуть позже Пол У.С. Андерсон поставит «Сквозь горизонт», своего рода версию «Космической одиссеи», рассказав о том, что для путешествия в звездное беспределье глаза не нужны, как бы ни настаивал на этом Кубрик:
Кубрик рассеялся по сегодняшнему миру. Без мысли о нем невозможно смотреть ни «Ведьм Салема» Роба Зомби, ни «Древо жизни» Теренса Малика, ни «Гравитацию» Альфонсо Куарона.
Кубрик проник туда, куда вход ему вроде бы был заказан.
Когда-то «военную комнату» из «Доктора Стрейнджлава» хотел увидеть вступивший в должность президента Рональд Рейган, но теперь она на потеху выставлена в третьей части «Терминатора» и совсем уж сатирическом «Марс атакует!» (где Джек Николсон пытается побыть в шкуре Питера Селлерса и исполняет две роли).
И, возможно, именно Кубрика стоит благодарить за то, что так истово продолжают верить во взаимное ядерное уничтожение ведущие воскресных новостей телеканала «Россия», отвечая модной графикой на застывшую в ч/б классическую картинку:
Читайте также
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»
-
Мы идем в тишине — «Падение империи» Алекса Гарленда
-
Будто в будущее — «Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина
-
Под тенью умерших в саду — «Белое пластиковое небо» Баноцки и Сабо
-
Близкие контакты — Итоги XXII «Духа огня»