Кровь — Moloko Plus
- «Смени лицо». Реж. Квентин Дюпье. 2007
- «Бронсон». Реж. Николас Виндинг Рефн, 2008
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «Сказки Юга». Реж. Ричард Келли. 2006
- «Забавные игры». Реж. Михаэль Ханеке, 1997
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик, 1971
- «Особое мнение». Реж. Стивен Спилберг , 2002
- «2001: Космическая одиссея». Реж. Стэнли Кубрик, 1968
- «Бегущий по лезвию». Реж. Ридли Скотт, 1982
- «2001: Космическая одиссея». Реж. Стэнли Кубрик, 1968
- «Гравитация». Реж. Альфонсо Куарон, 2013
- «Цельнометаллическая оболочка». Реж. Стэнли Кубрик, 1987
- «Бойцовский клуб». Реж. Дэвид Финчер, 1999
- «Сияние». Реж. Стэнли Кубрик, 1980
- «Бойцовский клуб». Реж. Дэвид Финчер, 1999
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик, 1971
- «Инкубус». Реж. Джон Хаф , 1982
Каждый «большой автор» сегодня видит себя немного Стэнли Кубриком, копируя не столько даже визуальный стиль и драматургические приемы (тут особенно выделяется Сэм Мендес, «Морпехам» которого только ленивый не вменил крайнее сходство с «Цельнометаллической оболочкой»), сколько сам подход к жизни в искусстве.
Фрагмент фильма «Морпехи» (Реж. Сэм Мендес. 2005):
Фрагмент фильма «Цельнометаллическая оболочка» (Реж. Стэнли Кубрик. 1987):
Сегодня быть «большим» значит — одинаково хорошо работать в разных жанрах (Пол Томас Андерсон?), не бояться больших форм (Даррен Аронофски? Кристофер Нолан?), быть контрол-фриком, регулирующим не только съемочный процесс, но и маркетинг картины (Дэвид Финчер?).
- «2001: Космическая одиссея». Реж. Стэнли Кубрик. 1968
- «Реквием по мечте». Реж. Даррен Аронофски. 2000
Фрагмент фильма «Нефть» (Реж. Пол Томас Андерсон. 2007):
Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):
Геометрическая точность кадра, феноменальная работа со стедикамом, исключительные в своей смелости футуристические дизайнерские решения и фантастический свет в фильмах Кубрика — все это, безусловно, самым шокирующим образом сказалось на образе кинематографического мышления тех, кто работал уже после него. Полный список последователей и эпигонов составить сложно. Вот лишь несколько примеров того, как любовь к Кубрику может работать на благо или во вред произведению.
Фрагмент фильма «Орландо» (Реж. Салли Поттер. 1992):
Фрагмент фильма «Чужой 3» (Реж. Дэвид Финчер. 1992):
Фрагменты фильма «Сияние» (Реж. Стэнли Кубрик. 1980):
Кто-то из режиссеров заимствует у Кубрика сверхсложные технологические приемы (как, например, Кристофер Нолан в сцене с вращающимся коридором в «Начале»), кто-то действует проще.
Фрагмент фильма «Начало» (Реж. Кристофер Нолан. 2010):
Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):
Трейлер фильма «По ту сторону черной радуги» (Реж. Панос Косматос. 2010):
- «По ту сторону черной радуги». Реж. Панос Косматос. 2010
- «По ту сторону черной радуги». Реж. Панос Косматос. 2010
- «По ту сторону черной радуги». Реж. Панос Косматос. 2010
- «По ту сторону черной радуги». Реж. Панос Косматос. 2010
- «По ту сторону черной радуги». Реж. Панос Косматос. 2010
- «Драйв». Реж. Николас Виндинг Рефн, 2011
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «Те?мныи? рыцарь». Реж. Кристофер Нолан, 2008
Помимо Рефна с его острой любовью к красному, поэтическим наследником Кубрика, как ни странно, можно счесть и Алана Кларка, устанавливающего в своих главных фильмах прочную связь с «Заводным апельсином». Кажется, именно через Кларка бациллу кубрикианства подцепили Джонатан Глейзер (подробнее здесь) и Гас Ван Сент.
Фрагмент фильма «Сделано в Британии» (Реж. Алана Кларк. 1982):
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «Сделано в Британии». Реж. Алана Кларк. 1982
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «Сделано в Британии». Реж. Алана Кларк. 1982
Фрагмент фильма «Слон» (Реж. Алан Кларк. 1989):
- «Слон». Реж. Гас Ван Сент. 2003
- «Слон». Реж. Гас Ван Сент. 2003
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «Заводной апельсин». Реж. Стэнли Кубрик. 1971
- «С широко закрытыми глазами». Реж. Стэнли Кубрик, 1999
- «Рождение». Реж. Джонатан Глейзер, 2004
- «С широко закрытыми глазами». Реж. Стэнли Кубрик, 1999
- «Побудь в моей шкуре». Реж. Джонатан Глейзер, 2013
Странная — словно игнорирующая проверенные кассой «золотые» голливудские правила — драматургия Кубрика, его механические герои и особое устройство диалогов, усвоена кинематографом двух Дэвидов — Линча и Финчера.
Фрагмент фильма «Потерянное шоссе» (Реж. Дэвид Линч. 1997):
Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):
Чтобы Кубрик не отстал от времени, два Джонса — Данкан и Спайк — превратили его HAL9000 в приятный аксессуар. Один приучил его к смайликам, другой — положил в карман (обратите внимание на красные тона).
- «2001: Космическая одиссея». Реж. Стэнли Кубрик. 1968
- «Луна 2112». Реж. Данкан Джонс. 2009
- «Она». Реж. Спайк Джонс. 2013
Отдельных слов требуют таинственные взаимоотношения Кубрика с режиссерами по фамилии Андерсон.
1. Что больше: симметрия Уэса Андерсона или симметрия Кубрика?
2. Обращает на себя внимание и разухабистое эпигонство Пола У.С. Андерсона, бойко дебютировавшего со своеобразной версией «Заводного апельсина» («Шоппинг»). Молодой манекенистый Джуд Лоу и старое доброе ультранасилие:
Чуть позже Пол У.С. Андерсон поставит «Сквозь горизонт», своего рода версию «Космической одиссеи», рассказав о том, что для путешествия в звездное беспределье глаза не нужны, как бы ни настаивал на этом Кубрик:
- «2001: Космическая одиссея». Реж. Стэнли Кубрик. 1968
- «Сквозь горизонт». Реж. Пол У.С. Андерсон. 1997
Кубрик рассеялся по сегодняшнему миру. Без мысли о нем невозможно смотреть ни «Ведьм Салема» Роба Зомби, ни «Древо жизни» Теренса Малика, ни «Гравитацию» Альфонсо Куарона.
Кубрик проник туда, куда вход ему вроде бы был заказан.
Когда-то «военную комнату» из «Доктора Стрейнджлава» хотел увидеть вступивший в должность президента Рональд Рейган, но теперь она на потеху выставлена в третьей части «Терминатора» и совсем уж сатирическом «Марс атакует!» (где Джек Николсон пытается побыть в шкуре Питера Селлерса и исполняет две роли).
- «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», 1964
- «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», 1964
- «Марс атакует!». Реж. Тим Бертон. 1996
- «Терминатор 3: Восстание машин». Реж. Джонатан Мостоу. 2003
И, возможно, именно Кубрика стоит благодарить за то, что так истово продолжают верить во взаимное ядерное уничтожение ведущие воскресных новостей телеканала «Россия», отвечая модной графикой на застывшую в ч/б классическую картинку:
Читайте также
-
Высшие формы — «Стыдные стихи» Нади Щербаковой
-
Зака Абдрахманова: «Мне кажется, все точки уже поставлены»
-
Гамлет спустя шестьдесят лет — К столетию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского
-
Бойся зеленого дракона — «Девушки на балконе» Ноэми Мерлан
-
Саломея, моя любовь — «Семь вуалей» Атома Эгояна
-
Отдельность существования — Лучшие тексты об Иннокентии Смоктуновском