6


Бросается в глаза контраст между Бергманом и Тарковским в их отношении к импровизации. Вильгот Шеман определяет «принцип N1» Бергмана: «Держись крепко того, что ты увидел, пока создавал свои сцены. Не изменяй им!» Речь идет о четком следовании замыслу и сценарию. Принцип Тарковского иной: «Артисты, заучив свои реплики по сценарию, знают, что, когда я начну снимать, все они изменятся». Актер, по Тарковскому, должен быть простодушным, не мудрствовать лукаво и во многих случаях вообще не знать сценария. Вместо того, чтобы по правилам театральной психологии «создавать образ», он должен просто довериться режиссеру, верить в него, как в Бога. Однако при всем органическом различии, даже противоположности, профессиональный опыт, уроки, методология Бергмана необычайно привлекали Тарковского. Именно на примере Бергмана он, не всегда довольный своими исполнителями, всегда объяснял свое понимание идеального кинематографического актера. Таким для него был, в частности, Макс фон Сюдов в фильме «Стыд». Тарковского восхищало, что он нигде не “выдает ” режиссерский замысел, авторское отношение к происходящему, что в нем нет ни капли тенденциозности. Тарковского восхищало, что Бергман никогда не позволяет своим актерам быть выше обстоятельств, в которые поставлены их персонажи. Он видел в этом не «позитивизм» а нечто совершенно обратное, что привлекало его и казалось трудно достижимым.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: