Главная удача фильма Хомерики — в совмещении верного, как метроном, ритма повествования и имитации любительского кино. С первых минут все проникнуто безмерной усталостью и волшебным терпением, и именно это там страшно, а не нравы российской милиции, потому что нравы сейчас везде приблизительно одинаковые. Героиня терпеливо сносит все. Здоровой реакции нет: ни злости, ни обиды, ни провокации. Все время одна интонация в голосе, все время на каблуках, сдержанная и стройная. Терпение граничит с безучастностью. Задаешься вопросом: а режиссер-то что? Он тоже безучастен? Фильм «Сказка про темноту» — это картина, по которой нельзя судить о темпераменте ее создателя. Можно судить только о его вкусе, о его требовательности к эмоциональной точности: нигде актеры не «дают петуха», не выглядят более живыми или более вялыми, чем надо. Такое ощущение, что перед съемками они все сидели по несколько часов в одиночной камере. Чувство меры у режиссера потрясающее. Он умело соединяет и чередует близкие, но разные полутона — пыльное и пастельное, маркое и липко-грязное, воздух ментовской курилки и мутный воздух морской дали. Пространство широко и полно света, но от этого в нем дышится не легче. «Натуру» выбирали бедную, но не убогую: в фильме нет выставочных ужасов, только серые панельные дома, какие-то заборы, какие-то мосты, какие-то дороги, поля. Нет Дороги, Моста, Забора. Есть тягучее движение мимо них. Но режиссер чувствует, когда и как нужно повеселить зрителя, и находит белуг в дельфинарии. Сначала животные забавны, на них отдыхает глаз, потом страшны и напоминают слабоумных детей, поднявших крик. Много комичного: в сцене любви кавказец не удосуживается снять кепку, комично и его бегство через поле, и другой знакомый героини — «поэт по призванию, по хобби — бизнесмен». Комичен выбивающийся из общей гаммы кадр с обнаженной Гелей на фоне красного заката, как у Куинджи. Но всполохи смеха не проясняют режиссерский взгляд, а осложняют его. Идея сделать «хороший» фильм про темноту без особенно неприглядных картин и
насилия — верная, ведь в русском кино все перечисленное часто принимается за глубину. Но именно эта идея создает условия для того, чтобы темнота требовала все время чего-то большего. Хомерики здесь предпочитает не заглядывать в ее бездны, а скользить по поверхности.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: