1
У этого режиссера есть воля.
Встречается она редко. Почти не встречается. У Расторгуева она есть.
Волей и чутьем сделаны фильмы «Мамочки» и «Чистый четверг». Волей и чутьем, а никаким не профессиональным мастерством, которое может только загубить искусство. Вот именно когда он показывает мастерство, этим только портит. Зачем эти пляшущие буквы в титрах, зачем эта «душевная» музыка в «Чистом четверге»? Для меня это лучший фильм о войне после «Ночи и тумана» Алена Рене. Именно так.
Я давно уже не могу читать ничего, кроме мемуаров и дневников, давно не могу смотреть никакие фильмы, кроме документальных. Да и там меня норовят то дешево провести, то занудную жвачку выдать за «правду жизни».
«Чистый четверг» я посмотрел подряд два раза. Мне было по-настоящему страшно, он дал мне почувствовать, что стоит за словами «пушечное мясо». У меня ни разу не возникло ощущения фальши, я воспринимал этот длинный-длинный поезд и как реальный, и как инфернальный. И так все правильно организовано, организовано истинной режиссерской волей — поезд, пустырь, лица, опять поезд. Я долго думал, а какая здесь могла бы быть музыка? Никакой не должно было быть. То, как он увидел все это, и как показал, и как склеил — этого было бы довольно для меня. Он умеет так видеть и так заставлять видеть то, что видит он, — не нужно при этом еще дополнительных ухищрений.
Такие вещи, как дизайн и музыкальное оформление, не нужны режиссеру такого уровня.
В «Мамочках», например, Расторгуев пошел дальше и сделал больше, чем Кира Муратова в своих фильмах. Но зачем этот финал, который пытается примирить нас с тем, с чем примириться невозможно, и не нужно, и ни к чему? Надо было оборвать, оставить без финала. Ведь финала здесь нет, или он есть в каждом эпизоде, что, в сущности, одно и то же.
Когда он будет снимать игровое кино (а что будет — не сомневаюсь, это по всему видно), ему нужно отказаться от всего, что он умеет. Нужно понять, что он владеет искусством трудной, подлинной простоты. Фокусничать многие умеют, а то, что ему дано, — дано немногим.
Читайте также
-
Молчание вещей — «Пришелец» Ивана Соснина
-
Мой друг Фридрих Эрмлер — «Улыбнись!» Марианны Киреевой
-
Энергия несогласия — «Евгений Телегин» Виктора Тихомирова
-
«Адрес — время, а не место» — Новая жизнь Канского видеофестиваля
-
Как сберечь — нет ли средства, нет ли, нет ли, есть ли...
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана