Портрет

Рыцарь образа


Виктор Гресь

Более чем за тридцать лет в кино Виктор Гресь поставил три среднеметражных (включая и полулегендарную дипломную работу «Кто умрет сегодня», запрещенную по обвинению в пацифизме) и два полнометражных фильма. Придя на Киностудию им. Довженко в период расцвета «поэтического кино», он все же не может быть к этому направлению причислен. Гресь — сам себе направление и не способен снимать никакое другое кино, кроме собственного. Лишь «сверхизобразительность» его картин свидетельствует об общих с «поэтическим кино» традициях, выдает их, как мягкий украинский акцент. Несмотря на обескураживающую скромность послужного списка, Виктор Гресь — один из самых ярких авторов восьмидесятых. Таковым его сделала прежде всего совершенно необузданная, невероятная и непредсказуемая в своей прихотливости творческая фантазия. При воплощении причудливый мир отделяется от автора и существует по законам, уже не зависящим от творца, который вступает с ним в сложные отношения. По сути, эти отношения и составляют глубинный, сущностный сюжет картин Греся, особенно в восьмидесятые годы. Отказ от ответственности за сотворенный мир равносилен гибели этого мира, что, в свою очередь, ведет и к внутреннему опустошению художника. Потому трогательная, изобретательная, в меру дидактичная сказка Антония Погорельского, написанная им для любимого племянника, превращается у Греся в недетски серьезную, напряженную философскую притчу, где казарменный режим распаляет потаенную поэтическую фантазию, с одной стороны, и стремится уничтожить, вытравить ее любыми средствами — с другой. Стоит мальчику из казенного пансиона открыть под давлением обстоятельств тайну сказочного мира, как он тут же рушится, оставляя ребенка наедине с миром реальным — миром безликих марширующих солдатиков. И пародийный озорной сюжет Марка Твена в следующем фильме Виктора Греся оказывается так же тревожно серьезен: ни у режиссера, ни у его героя нет сомнений в незыблемой истинности Рыцарского Кодекса Чести (так здесь надлежит писать — с прописных букв), но, всецело разделяя его умом, герой не имеет душевной силы, чтобы следовать этому кодексу до конца. И в финале собственноручно расстреливает рыцарей из пулемета. Абсолютно точный выбор актера довершает дело — главную роль в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» играет Сергей Колтаков, ключевой персонаж раннеперестроечного кино, воплощение отчаянной самоубийственной рефлексии.

В советской системе кинопроизводства, всеми силами пытавшейся в последний свой период избавиться от авторского кино, для таких художников, как Гресь, все же оставался шанс на постановку — хотя бы потому, что студия, как правило, обеспечивала работой штатных режиссеров. В рыночной же ситуации подобный шанс бесконечно мал.

Случай Виктора Греся, не знавшего и не желающего знать компромиссов в осуществлении своих фантазий, особенно труден. Ему необходимо, чтобы замысел был воплощен в полной мере, иначе само воплощение не имеет смысла. Понятно, почему блистательные авторские затеи Греся остаются нереализованными. Декорации к его фильмам почти невозможно представить в нынешних павильонах Киностудии им. Довженко.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: