18+

Подписка на журнал «Сеанс»

47-48

Фрагменты режиссерского сценария

ЧЕРТЕНОК
Эпизод 39

Камера стоит перед ветвистым деревом. Фауст стоит у дерева. Мы видим его задумчивое лицо. Над ним на ветке дерева сидит чертенок и болтает ножками. Появляется священник и начинает сачком ловить чертенка. Фауст смеется.

РОСТОВЩИК ПРИХОДИТ В ДОМ МАРГАРИТЫ
Эпизод 23

По коридору идет Ростовщик, за его спиной появляется служанка Маргариты в траурной одежде. Она касается локтя Ростовщика, он оборачивается.

Ростовщик. Вам просили передать…

Служанка. …что?

Ростовщик. Так, ничего…Безделица. (На ходу протягивает кошель служанке, но вдруг отдергивает руку.) Нет. Украдешь! . .

Служанка (смутившись). Да что вы… Никогда!

Ростовщик. Никогда?! А сахар со стола украдкой… в глубоком детстве… было дело?

Служанка (деморализованно). Было.

Ростовщик. То-то и оно! Кто раз украл, тому доверья нет. (Подумав.) Проводи меня к госпоже.

Ростовщик и служанка подходят к двери спальни матери Маргариты. Ростовщик решительно открывает дверь, другой рукой отодвигая служанку. Переступает порог, закрывает за собой дверь.

МАТЬ И РОСТОВЩИК
Эпизод 24

Ростовщик глазами матери.

Ростовщик. Вас бросал любимый?

Два профиля. Ростовщик и мать смотрят друг другу в глаза. Мать в удивлении молчит.

Ростовщик. По глазам вижу, что бросал… А вы надели новое кольцо и в уши — серьги. Печаль ушла, как не бывала…

Мать не отвечает.

Ростовщик. А убийство дитя во чреве?. . Действенный рецепт — потрогать золото. С ним поиграть, погладить, как котенка… И горя нет. Одна лишь радость… Золото!

Ростовщик садится на кровать рядом с матерью.

Ростовщик. Тут мне просили вам отдать…

Ростовщик похлопывает по кошельку, лежащему на коленях, как будто пытается пробудить мать Маргариты ото сна, чуть ударяет ее плечом.

Мать. Кто?

Ростовщик. Добрейший человек…

Ростовщик встает с кровати. Поворачивается к нам своим толстым задом, наклоняется и аккуратно расправляет помятую им часть постели.

Ростовщик. Смиренный ангел, кроткое дитя… (После паузы.) А может, и подлец, которых мало…

<…>

Мать сидит на постели. В глубине кадра видна дверь в коридор. Мать раскрывает кошелек.

Руки матери с кошельком. Драгоценные камни — полный кошель. Крупные.

Мать сидит на кровати. Дверь в глубине кадра приоткрывается, в проеме виден внимательно смотрящий на мать Ростовщик.

Мать Маргариты. Плотно сжатые губы. Азарт, улыбка на лице.

Камера за спиной у Ростовщика. Ростовщик осторожно закрывает дверь в спальню матери Маргариты. И осторожно начинает странствие по дому. Заглядывает в окна комнаты, где завершается чин отпевания, идет по коридорам, оказывается в комнате, где лежит тело. У гроба с телом Валентина горят свечи. В комнате товарищ Валентина и трое его друзей, священник, служки, люди, пришедшие на похороны. Ростовщик опасливо поглядывает на тело, как будто боится приблизиться к нему.

ПОХОРОНЫ
Эпизод 25

Камера идет внутри похоронной процессии. Рядом с Фаустом и за его спиной видны люди в траурной одежде. В конце процессии едет экипаж. Траурная процессия выходит из арки. Мы видим идущих на камеру: обувь священника, ботиночки мальчиков-служек, подолы одежд, копыта лошади, колеса катафалка, женскую и мужскую обувь. Впереди идут священник и служки, позади — немногочисленные родственники и знакомые. Сразу за гробом рядом с матерью — юная девушка необыкновенной красоты. Яркий румянец ребенка делает ее неотразимой.

Камера стоит в поле перед лесным кладбищем. Перед камерой по полю двигается похоронная процессия. Камера медленно сопровождает ее, поворачивая в сторону леса. В кадр входят охотники на лошадях, ловчий с собаками… смешиваются с людьми в траурных одеждах, собаки бегают среди людей.

Камера в лесу. На переднем плане вырытая могила, в глубине кадра ограда. На переброшенные через могилу доски рабочие ставят гроб. Священник начинает чин отпевания. Вокруг могилы стоят люди из похоронной процессии. На заднем плане из-за ограды смотрит на похороны один из охотников, другой верхом медленно движется за спинами людей, стоящих у могилы. Неподалеку от ямы стоят могильщики с лопатами — один с одной стороны могилы, другой — с противоположной. Совсем рядом с могилой стоят Ростовщик, мать, Маргарита, ближе к углу могилы — Фауст, за его спиной друг Валентина. В толпе у гроба постоянно мелькает Вагнер.

М а т ь. Я его с трудом узнаю, все воевал-воевал, живым совсем не помню…

Ростовщик, пристально глядя на гроб, чуть-чуть кивает. «Стеклянным» остановившимся глазом смотрит вдаль…

Камера стоит за спиной Маргариты и Фауста и смотрит в сторону могилы. Ракурсно — чуть снизу вверх. Рука Маргариты. В кадре появляется рука Фауста, касается ее руки. Обеспечить глубину резкости, потому что через этот план мы видим, что происходит вокруг. В глубине кадра — через руки Фауста и Маргариты — видно, как идет работа: собаки вьются вокруг гроба, ловчий пытается отогнать собак, подходит человек с лопатой, собак разгоняют, убирают доски, опускают гроб. Священник завершает службу.

Камера стоит за кладбищенской оградой, смотрит на кладбище. Справа и слева видны фрагменты старой ограды. От могилы к ограде идут двое состоятельных господ и несколько человек из провожавших. Из общей толпы выделяются девочки-близнецы и, опережая остальных, быстро выходят через ворота кладбища и скрываются в левой части кадра.

ЛЕС
Эпизод 27

Ростовщик, поддерживая под локоть мать, ведет ее в сторону леса. Мать в подавленном состоянии и не совсем понимает, куда идет. Временами она бросает пристальные взгляды на Ростовщика, на его руки. В глубине кадра мы видим проплывающую ограду кладбища и людей, которые выходят через ворота кладбища в поле. Там же стоит катафалк и неподалеку от него — богатая карета, к которой подходят состоятельные господа. Мать, ведомая Ростовщиком, идет в сторону леса. Камера, отставая, постепенно переходит за их спины. Впереди виден лес.

Мать (шепотом Ростовщику, нервно теребя в руке платок). Признайтесь, это он?. .

Она имеет в виду Фауста.

Ростовщик. Не он.

Мать. А кто?

Ростовщик. Вечный странник по долинам жизни.

Мать. А врать вы не умеете!

Ростовщик. А кто ж тогда умеет?. .

Мать. Познакомьте нас.

Ростовщик. Никогда.

Мать. Почему?. .

Ростовщик (начиная изворачиваться). Мой господин к уединенью склонность питает… Знаете ль, науки… Труды ночные… Философский камень… Нервы, нервы! . . Себе он не принадлежит. Уж поседел, как лунь, а всё туда же! . .

Мать. Куда?

Ростовщик. В тартарары. (В сердцах.) Нет, это невозможно! . .

Они скрываются за деревьями.

Эпизод 28

Фауст и Маргарита идут по лесной тропинке.

Фауст. Вам что-нибудь сорвать? Сельдерей, петрушку иль корень мандрагоры?

Маргарита. Тут нету корня.

Фауст. И слава Богу! Знаете, где он вырастает?

Маргарита. Не знаю.

Фауст. И ваше счастье. (Прозой.) Под висельником иль на пепелище, где только что сожгли ведьму.

Девочка с испугом крестится.

Фауст (с подозрением). А вы что испугались? Вы-то пока не ведьма.

<…>

Ростовщик (страстно). Рассудите! Почему у нас сжигают только женщин, а мужчин не трогают, разве это справедливо?

Мать Маргариты. Вы будете первым мужчиной, которого сожгут.

Ростовщик. А я согласен. (С пафосом.) Я хочу дожить до того славного времени, когда все будут равноправны. И когда в печах будут гореть вне зависимости от пола, звания и заслуг… Все, исключительно все! Всех на костер!

Эпизод 29

Маргарита. На что распространяются ваши знания?

Фауст. На предметы ничтожные. На мироздание, на траектории планет, на чудо превращения металла в золото.

Маргарита (недоверчиво). Вы можете?

Фауст. Почти. Кладете золото в пробирку и, добавив какой-нибудь раствор, вынимаете…

Маргарита. И что ж в руках?

Фауст. Золото.

Маргарита. А из чего превратилось?

Фауст. Из золота.

Маргарита. Так просто?

Фауст. Проще некуда. Дураки-алхимики мудрили. А я один догадался…

Маргарита. Чудо!

Фауст. Нет, чудо — это вы! . .

Пытается поцеловать ей руки.

Маргарита, уворачиваясь, срывает травинку.

Маргарита. Это какой цветок?

Фауст. Платикодон?

Маргарита. Возможно. Присядем.

Они садятся на каменную скамейку, выдолбленную в скале. Некоторое время оба молчат.

Маргарита. Сегодня мне снился брат… Что ваша наука говорит о смерти?

Фауст (после паузы). Она дает позитивный ответ.

Маргарита. Какой?

Через ветки видно, как где-то рядом, поглядывая в сторону Фауста, Ростовщик водит мать Гретхен.

Фауст. Смерть есть.

Маргарита. Но ведь такой же ответ дает и жизнь.

Фауст (соглашаясь). Дает.

Маргарита. Зачем же тогда наука?

Фауст. Чтобы занять себя чем-нибудь. Человек не может жить пустым. Вот вы, наверное, вышиваете?

Маргарита. Вышиваю.

Фауст. И наука — то же самое вышивание.

Маргарита (тихо, после паузы). Мне вас очень жалко. Ваша жизнь бессмысленна! . .

Через ветки видно, как рядом через лес медведица ведет двоих медвежат.

На глаза Маргариты наворачиваются слезы.

<…>

Мать Гретхен . Это какой цветок?

Ростовщик. Сорняк.

Мать. А этот?

Ростовщик. Еще хуже. Все, что нельзя съесть, является злостным сорняком.

В кадре из-за спины Ростовщика появляется мать Маргариты. Она устала, дышит с трудом, оглядывается по сторонам.

Мать. И что же? Смерть есть?

Мать стоит рядом с Ростовщиком, держится за дерево.

Через ветки видим лицо Фауста, наблюдающего за Ростовщиком. Фауст подносит палец к губам…

По мере следования вниз по тропинке мать Маргариты постепенно подстраивается под правую руку Ростовщика.

Ростовщик. Еще случается. Но скоро ее не будет совсем.

Мать (сдерживая гнев). Это как же такое понимать?

Ростовщик (уточняя). Я говорю о будущем. Доктора Фауста знаете? Вот он — на правильном пути.

Мать (в беспокойстве). Мне нужно их найти! Куда мы забрели…

<…>

Камера стоит на полянке перед декорацией лесного фасада дома Маргариты — спиной к фасаду и смотрит в сторону леса. На переднем плане стволы деревьев. Маргарита и ее мать спускаются с лесного склона, идут навстречу камере. Мать тянет за руку Маргариту, как тянут на аркане добычу. Волосы ее сбились, на лбу выступил пот. Девушка упирается, как может.

Мать (порывисто, с напором, наклонившись). …Кто он тебе? Зачем?. . Ответь мне! . .

Маргарита (искренно). Я не знаю.

ФАУСТ И РОСТОВЩИК
Эпизод 29

Крупный план сидящего на скамейке у ритуального места Ростовщика — глазами Фауста. Ростовщик закинул руки за голову и сидит очень вольготно, навалился спиной на барельеф распятия в стене.

Фауст (за кадром). …Что женщину приковывает к мужу?

Ростовщик. А вы не знаете?

Фауст (за кадром). Нет, не знаю.

Ростовщик встает, вскарабкивается ногами на скамейку около барельефа распятого Христа лицом к барельефу.

Ростовщик. Три вещи. Деньги, разврат и общее хозяйство.

Целует Христа в губы. После чего, обернувшись с улыбкой к Фаусту, повторяет.

Ростовщик. Деньги, разврат и общее хозяйство. Слезает со скамейки. Фауст поворачивается спиной к Ростовщику и делает два шага на камеру.

Фауст. Звучит цинично.

Ростовщик. Вам ли говорить об этом?

Фауст (на ходу оборачиваясь, кричит). А кому?

Ростовщик. Хотя бы мне. Я имею право обличать в цинизме других. Потому что сам чист.

Фауст (смерив его с ног до головы злобным взглядом). Ой ли? А кто совратил праматерь нашу Еву?

За кадром слышен звук приближающегося экипажа, двигающегося по лесной дороге.

Ростовщик. Во-первых, это был не я, а мой далекий пращур.

В кадр въезжает карета.

Фауст. Такой же змей, как ты.

В КАРЕТЕ
Эпизод 30

Камера стоит у двери, через которую гости влезли в карету. В кадре Фауст и Ростовщик. Ростовщик вытянул ноги, вольготно расположился, откинулся назад. Фауст сидит, вжавшись в угол.

Ростовщик, пристально глядя на спящего человека, говорит:

Ростовщик. Ну да, черт Еву соблазнил, но сам не пал! Подумайте, в чем разница.

Фауст. Хочешь сказать, что ты вообще не знаешь женщин?

Ростовщик. Вот именно. Я — девственник.

Фауст (почти стонет). Какой же ты подлец! . . Одно слово — дух отрицанья! . . Так бы и плюнул тебе в рожу. Да не могу. Нужен.

Ростовщик. …Прогулок в саду маловато?

Фауст. Маловато.

Ростовщик (размышляя). Денег дали?

Фауст. …Тоже мало.

Ростовщик. Тогда — растление. Оно очень привлекает.

Фауст. Ни слова больше! . .

По лицам их видно, что они заметили проснувшегося человека…

МАРГАРИТА И ВАГНЕР
Эпизод 37

Маргарита быстро идет по узкой улице… Она сосредоточена, о чем-то думает, жует корочку хлеба. За ее спиной — осторожно, но, не отставая, следует Вагнер… нагоняет ее.

Камера стоит напротив проулка, по которому идут Маргарита и Вагнер. Из проулка выходят Маргарита и Вагнер. Перед аркой Маргарита оборачивается и замечает Вагнера.

Маргарита (в ужасе). Вы?!

Вагнер. Я, — моя радость!

Начинает целовать ей руки.

Вагнер. Нам нужно выяснить, наконец, отношения! . .

Маргарита резко, но как-то неловко отталкивает Вагнера, ударив его в грудь.

Вагнер хватается за грудь, нежно и болезненно ее ощупывает, как будто Маргарита нанесла ему какое-то увечье.

Вагнер. Зачем?! Вы с ума сошли! . .

Маргарита (пугаясь). Простите… Простите…

Маргарита двигается на камеру, ощупывает свои руки, вспоминая странное ощущение от прикосновения к его груди. И даже оборачивается в его сторону. Вагнер следует за ней.

Вагнер (на ходу). …Это так сладко! О, счастье моей жизни! . .

Она поворачивает в проулок, пытаясь от него оторваться. Вагнер нагоняет ее, начинает обнимать и целовать. Она опять отталкивает его, начинается борьба. Вагнер наступает на Маргариту, она отбивается, бежит вперед по улице. Камера ее преследует. Почти в конце улицы камера разворачивается, Маргарита бежит обратно. Камера останавливается. Маргарита забегает в арку, Вагнер неотступно следует за ней.

Во время движения.

Вагнер (с отчаянием). Вы думаете, он — Фауст?! Он — не Фауст. Фауст — это я! . . Я! Я Фауст!

Когда Вагнер бегает за Маргаритой, мы замечаем странность в его движениях: он бежит с какой-то странной осторожностью и во время бега держится за грудь, как будто старается унять сердцебиение.

Вагнер. Он украл все мои идеи. Он — узурпатор. А я — Вагнер… Маленький Вагнер… Нет, я — большой Вагнер! Я — очень большой Вагнер! Я — Фауст!

Он хватает ее за руки. Маргарита вырывается и бежит…

Вагнер и Маргарита продолжают двигаться по лабиринту.

Вагнер. Я — очень большой Вагнер! Я — Фауст! . .

Маргарита отрывается от него, быстро идет вперед, он ее преследует, она поворачивается к нему, на ходу с испугом говорит.

Маргарита (с испугом). Вы успокойтесь! . . Я верю, верю…

Вагнер. Сейчас я вам докажу!

Камера смотрит в лицо героев и отступает во время их движения.

Вагнер. Я добился… Я совершил! . . Смешал эфирные масла аспарагуса и львиного зева с печенью гиены. И он вылупился… Гомункулус, сверхчеловек!

Съемка с двух камер одновременно. Герои оказались в тупике. Маргарита прижата к стене. Оглядывается по сторонам — идти некуда.

Вагнер. Я совершил, я совершил! . .

Снимает с себя сюртук, бросает на землю. Мы видим специальное плетение из ремней на груди у Вагнера, ремнями на нем закреплена стеклянная колба.

Маргарита (изумлена и испугана). Что это?. . Вы что говорите, я не понимаю!

Вагнер. Все теперь возможно! . .

Вагнер расстегивает ремни, вынимает колбу, держит ее осторожно в руках…

Два профиля. Вагнер подносит колбу к глазам Маргариты.

Пытается поцеловать Маргариту, она уворачивается от поцелуев, с отвращением смотрит на колбу. Вагнер настойчив, еще больше приближается к ней с поцелуями и почти к лицу подносит колбу.

Маргарита (со стоном). Мышь… Я ненавижу мышей!

Рукой закрываясь от колбы и Вагнера, Маргарита ударяет по колбе локтем. Колба падает вниз.

Ракурсно — снизу вверх. Вид снизу на Маргариту, которая, прижавшись к стене, с ужасом и отвращением смотрит вниз. Начинает красться вдоль стены, выходя из кадра. Крик Вагнера за кадром.

Вагнер (за кадром, страшно). Что ты наделала?! Что ты наделала?!

Гомункулус, умирающий на земле в слизи и жидкости, среди осколков стекла и камней.

Голос Вагнера за кадром.

Вагнер (за кадром). Я задушу тебя!

Вагнер на четвереньках, почти лежа на земле, как-то по-собачьи ползает вокруг осколков колбы, вопит и стонет. Маргарита, прижимаясь к стене, постепенно обходит его… и бежит на камеру.

Слышится плач ребенка, как будто это голос умирающего гомункулуса.

В ХРАМЕ
Эпизод 38

Камера на штативе. От камеры спиной к нам в сторону исповедальни идет Фауст. Обернувшись на камеру, смотрит через плечо назад, ловит взгляд Ростовщика, кивает ему. Дойдя до кабинки, заглядывает внутрь, потом оглядывается на вход в собор и, как будто кого-то заметив, быстро входит в исповедальную кабинку.

Камера стоит недалеко от винтовой лестницы. В проеме двери стоит Маргарита, рядом с ней на каменном полу собора сидит заяц. Маргарита подходит к чаше со святой водой, потом идет в сторону алтаря.

Камера стоит спиной к алтарю. Маргарита подходит к исповедальной кабинке, стучит ноготочками по двери и слышит ответное постукивание. Маргарита встает на колени перед решеткой исповедальной кабины — спиной к камере. Взгляд через решетку из исповедальной кабины. Глазами Фауста губы Маргариты — близко к решетке. Близко к решетке губы священника, он что-то говорит.

Камера стоит напротив исповедальной кабинки — чуть сбоку. Маргарита сидит на подушечке, спиной опираясь на стенку кабинки, решетка от нее сбоку. Голова ее откинута назад и чуть повернута в сторону решетки — она смотрит на решетку. Вытирает глаза, кивает в ответ на то, что слышит из кабинки, и кивает, дескать, вы правы, вы правы…

Камера стоит спиной к алтарю. С правой стороны вдоль колонны в кадр на среднем плане входит Ростовщик, приближается к камере — почти крупный план.

Глазами Ростовщика. Статуя Мадонны. Панорама по статуе снизу вверх — на лицо Марии.

Голова статуи Марии — в профиль. В кадр входит профиль Ростовщика. Он целует статую в губы. После поцелуя отстраняется от лица Марии, закрывает глаза, начинает шептать молитву, складывает ладони перед собой, взглядывает умильно на Марию, лезет к себе в карман, вынимает надкусанное яблоко. Протягивает это яблоко Марии, улыбается…

Я ТОЖЕ НЕ ЛЮБИЛ СВОЮ МАТЬ
Эпизод 38

Маргарита с закрытыми глазами. Что-то шепчет. Рядом осторожно садится Фауст. Маргарита открывает глаза, поворачивается к нему, улыбается.

Маргарита. Я встретила вашего ученика.

Фауст. Вот как! . . Ну и?. .

Маргарита. Он — молодец.

Фауст. Сам знаю.

Маргарита. Он там разводит что-то… Уже развел… Вырастил кого-то… Я сама видела, оно шевелилось… Он только слишком нервный…

Фауст (зная тайну исповеди Маргариты). Я давно собирался вас спросить… отчего вы почти не разговариваете с матерью?

Маргарита (теряясь). …Я разговариваю!

Фауст. Нет. С собакой, кошкой вы говорите больше. А мать… в чем дело? Почему?

Маргарита встает. Обходит Фауста перед камерой и идет вправо к исповедальной кабине — выходит из кадра. Фауст говорит ей вслед, сидя.

Фауст (отвечая на собственный вопрос). А я скажу вам… Я тоже не любил свою мать.

Камера стоит лицом к исповедальной кабине. Маргарита подходит к кабинке, отодвигает занавесочку на двери в сторону, заглядывает внутрь, входит в кабинку и садится на место, где обычно сидит священник. С левой стороны в кадр входит Фауст и встает у двери кабинки.

Фауст. И мне тоже не нравились ее румяна. Мел на лбу… И запах изо рта.

Маргарита (забившись в угол). Не говорите… я сейчас умру!

Фауст. Она была богата, я же — беден. Учился впроголодь, на день — краюха хлеба. У нее ж — приемы и прогулки…

Маргарита забившаяся в угол.

Фауст (за кадром). И вдруг — она болеет. И как-то раз за чаем, подавившись пирожным, умирает. За одну минуту. Мигом.

Глазами Маргариты. Ракурсно — чуть снизу Фауст, видны своды собора.

Фауст. И если бы спросили меня сейчас, желал ли я ее смерти? Я отвечу: да, желал.

ЭТО ВЫ УБИЛИ МОЕГО БРАТА?
Эпизод 42

Камера стоит в ногах кровати. Кровать перемещена далеко от привычного места — к окну, поставлена криво — поперек закутка. На кровати и около разбросаны книги, бумаги, грязная плошка с остатками еды, ложка… Фауст в углу под окном (окно у него за спиной), за кроватью на полу, сжавшись в комок. Он по пояс голый, на плечи накинут какой-то плед (одеяло). Постель измята… Держит перед глазами открытую книгу, повернув ее к свету, идущему от окна. Его лицо наполовину закрыто книгой. Состояние крайне возбужденное, он пристально вглядывается в страницу, пожирая ее глазами.

<…>

Камера стоит на штативе недалеко от лестницы. Маргарита у двери.

Фауст. Вы?. .

Маргарита идет через комнату — от проема двери к кровати. Идет неуверенно, не по прямой линии. В это время Фауст пытается вылезти из угла, двигаясь навстречу Маргарите, перелезает через подушку, кутая свое полуобнаженное тело в плед, прикрывает его. На ходу почему-то говорит ей.

Фауст. Садитесь… садитесь…

Маргарита идет слишком быстро и уже рядом с ним стоит около окна. Фауст с ногами на кровати делает движение ей навстречу, Маргарита руками успокаивает его, словно отталкивая от себя. Маргарита делает шаг к кровати. Фауст почему-то продолжает бормотать.

Фауст. Садитесь… садитесь…

Одновременно он пытается встать с кровати, Маргарита не пускает его. Наклоняется над ним.

Маргарита. Я должна спросить вас… О вещи странной…

Маргарита бледна, ее бьет дрожь.

Фауст сбрасывает с себя плед и пытается набросить на нее, оставаясь по пояс голым. Маргарита почему-то подхватывает край одеяла, натягивает его себе на плечи, повторяет.

Маргарита. Я должна спросить вас… О вещи странной…

Фауст с ногами на кровати, Маргарита стоит перед ним. Мы видим их почти в профиль. Фауст на кровати, профиль Маргариты наклонен над Фаустом — почти нависает над ним.

Фауст. Я готов к любому.

Маргарита. Простите… Я не хочу вас потерять…

Фауст. О чем угодно… Не стесняйтесь.

Маргарита (с трудом подбирая слова). Это что такое?

Показывает глазами на что-то, видимо, лежащее на кровати. Фауст опускает глаза в ту сторону.

Фауст. Меха для раздувания огня.

Маргарита. А это?

Чуть поворачивает голову в сторону камеры. Фауст, глядя вниз, поворачивает голову на камеру и мы видим его почти в фас.

Книга, открытая на странице с иллюстрацией реторты для перегонки ртути.

Фауст (за кадром). Реторты для перегонки ртути.

Маргарита медленно садится на корточки перед кроватью, опираясь на стенку.

Маргарита (шепотом, с улыбкой). Понятно.

Камера стоит за спиной Фауста и смотрит в том же направлении. Из-за голой спины Фауста на Маргариту. На первом плане видна правая часть голой спины, плечо и часть головы Фауста. Маргарита, сжавшись в комок, закутавшись в одеяло, смотрит снизу вверх на лицо Фауста, на его тело.

Маргарита (шепотом, уже без улыбки). Понятно. Фауст. Это все, что вы хотели спросить? Фауст чуть поворачивает лицо в сторону Маргариты. При этом мы видим часть профильного плана лица Фауста.

Маргарита (начиная стягивать запутавшееся на ней одеяло). Да. Все. Спасибо. Я уже согрелась.

И продолжая выпутываться из одеяла, говорит.

Маргарита. Мне сказали… (Теряясь.) Нет, не то! . .

Фауст. Что же?

Маргарита, так и не выпутавшись из одеяла, начинает прощаться.

Маргарита. До свидания. Это вы убили моего брата?

Не выдерживает его взгляда и опускает взгляд на его голую грудь.

Фауст глазами Маргариты. Чуть ракурсно — снизу вверх.

Фауст (сдержанно). Да. Это я убил.

Сверчок.

ДОГОВОР
Эпизод 43

Зеркало устанавливается неподалеку от источника воды — тыльной к нему стороной. Для этого обе телеги, стоящие у входа в дом Ростовщика, отодвигаются чуть-чуть в сторону от входа. Камера смотрит в сторону арки. Общий план в сторону арки и гостиницы.

От арки двигается экипаж русской княгини, запряженный четырьмя лошадьми (в начале кадра он уже в движении!) — двигается в центр площади. Зеркало совершает медленную панораму. Продолжается погрузка вещей на телеги, любопытные горожане ходят около телег, смотрят на то, что происходит. Фауст входит в кадр с левой стороны, идет между людей и подходит к голове лошади. Почти в это же время с правой части кадра входит Ростовщик, обходит крайнюю телегу и здесь они встречаются с Фаустом.

Одновременно с Фаустом в кадре останавливается богатый экипаж русской княгини, из окна выглядывает сама княгиня. В кадр входит молодой мужчина в кавказской одежде, почтительно открывает дверцу кареты, оттуда выглядывает пожилая дама, брезгливо оглядывается по сторонам. Молодой человек подает ей руку, дама тяжело спускается на землю. Подпрыгивает на месте, как бы разминая кости, неожиданно молодо подпрыгивает. Фауст тянет Ростовщика к зеркалу, они подходят почти на крупный план.

Фауст (в волнении). Мы все пропали!

Ростовщик (раздраженно). Сам знаю.

Фауст (кратко). Мы обнаружены.

Ростовщик (с интересом). Кто обнаружен?

Фауст. …Мне девочка сказала, что я убил.

Ростовщик. Так это вы обнаружены, а не я. Она что… к вам приходила?

Во время этого разговора в кадр с правой или с левой стороны входят русская княгиня и сопровождающий ее молодой кавказец.

Кавказский князь (по-французски). Как дурно здесь пахнет.

Русская княгиня (по-русски). Потерпи. Потерпи. (По-французски.) И действительно дурно пахнет… немцы…

Она брезгливо смотрит по сторонам, останавливается, стоит за спиной у Фауста и Ростовщика. Замолкает, прислушивается к продолжающемуся разговору Ростовщика и Фауста. Проносят дурно пахнущие тюки, мятые, мокрые.

Фауст молчит, начинает как бы бродить кругами вокруг Ростовщика, челюсти его сжаты, он оглядывается по сторонам. Фауст крайне возбужден.

Ростовщик (подойдя еще ближе к Фаусту, почти на ухо). …И вы, надеюсь, воспользовались случаем?

Фауст. Не в моих правилах пользоваться подобным случаем.

Ростовщик. …Зря. Другого может и не быть. Вы даром упустили время, все отрицая.

Фауст. А кто тебе сказал, что я отрицал?! Это ты отрицаешь, а я всегда говорю правду! . .

Ростовщик (потрясенно). Вот как?. . Да ладно вам… Полно. Наверное, мать дозналась.

Фауст. Возможно.

В этот момент Ростовщик резко оборачивается на княгиню, та вздрагивает. Между княгиней и Ростовщиком быстро оказывается кавказский князь, который жестко смотрит на Ростовщика (Ростовщик в этот момент оказался спиной к камере). Фауст также поворачивается к княгине. Княгиня, выглядывая из-за спины кавказского офицера, брезгливо толкает Ростовщика в плечо, разворачивается и уходит. Кавказский князь идет за ней. (Фауст и Ростовщик оба спиной к камере.)

Фауст, раздраженно оглядываясь по сторонам, говорит раздраженно и громко.

Фауст. Кто они?

Ростовщик (поворачивается к Фаусту). Ну, наверно, какие-то сумасшедшие. Только спокойно. Только спокойно.

Зеркало стоит в центре между экипажами на вращающейся по кругу против часовой стрелки площадке. На среднем плане Фауст и Ростовщик лицом к камере. Зеркало начинает вращаться, совершая оборот в 360 градусов, герои идут параллельно зеркалу, отражаясь в нем, при этом зеркало осторожно запрокидывается назад, показывая нам небо. Ростовщик подходит к повозке, груженной старыми вещами, заглядывает под тент, идет к следующей телеге, осматривает ее.

Ростовщик. Так, так… Только спокойно. Вас еще не арестовали. А это значит, что тайна пока сохранена внутри семьи. Не беспокойтесь. Матери мы заткнем рот.

Фауст. Вот в какую трясину ты загнал меня!

К Ростовщику подходит нотариус со списком, пером. Рядом с ним господин, которому возвращается имущество — этот господин в крайнем недоумении и возмущении. Он держит в одной руке бумаги, в другой — чернильницу. Продолжая движение, нотариус что-то шепчет Ростовщику, тот смеется. Нотариус держит перед ним бумагу, он берет перо, расписывается и продолжает говорить.

Ростовщик. Разве это — трясина?

Ростовщик, увлекшись, подходит к карете русской княгини, распахивает дверцу. Княгиня сидит на горшке. Страшно изумленно оборачивается к Ростовщику, Ростовщик захлопывает дверцу.

Ростовщик. Когда будете сидеть на цепи в местной крепости и выть, как собака, вот это будет трясина.

На глазах у Ростовщика слезы от избытка чувств, он целует Фауста в щеку. Две телеги, груженные скарбом, двигаются с места и одна за другой покидают площадь в направлении арки.

Эпизод 44

Крупный план Фауста.

Фауст (стонет). Хотя бы ночь одна наедине… Мне большего не нужно!

Ростовщик идет чуть впереди, Фауст спускается за ним по лестнице, затем идут сложным маршрутом, почему-то обходя входную дверь в кабинет Ростовщика. Заходят в кабинет Ростовщика через комнату с подвалом, подходят к столу. Фауст решительно садится за стол на место Ростовщика. Во время прохода разговаривают.

Фауст (порывисто сжимает ему запястье). Придумай что-нибудь!

Ростовщик. Пригласите ее к себе.

Фауст. После моего признания?. . Где твой ум? Где буйство воображения?. .

Ростовщик. Воображенья нет, но есть вот это.

Вынимает из-за пазухи листок, показывает его Фаусту, поднимает листок над головой и идет к письменному столу.

Ростовщик. Подпишите — и Маргарита ваша.

Ростовщик стоит за спиной у Фауста.

Камера смотрит из-за левого плеча Ростовщика. Глазами Ростовщика, стоящего за плечом Фауста. Ракурсно — чуть сверху вниз. Рука Ростовщика берет со стола гусиное перо из стопки сложенных там, обмакивает его в чернильный прибор, протягивает Фаусту. Рука Фауста берет перо. На столе лежит бумага с текстом договора.

Фауст (за кадром). Здесь полно ошибок…

Ростовщик (за кадром). Да что вы говорите?!

Рука Фауста подносит перо к договору и отслеживает строчку, начиная читать.

Камера стоит чуть за спиной Фауста, смотрит с его плеча, видит его профиль. Во время чтения договора Ростовщик отходит от стола, подходит к кровати-шкафу, открывает створки и начинает что-то искать под подушками. Что-то находит; кажется, это ключи. И возвращается к столу, садится на стул напротив Фауста. Фауст читает договор вполголоса.

Фауст. Завещаю держателю сего… Я, запятая, Генрих Фауст, запятая, завещаю держателю сего душу… нужно «мою душу», душа пишется через «ш»… после того, как она разлучится с телом … (Дописывает.) естественным путем разлучится с телом, что собственной подписью и удостоверяю. Теперь все правильно.

Ростовщик. Ну и чудненько!

Фауст макает перо в чернильницу. Перо остается сухим.

Фауст. Чернила кончились…

Ростовщик. Ах, какая досада! Может, кровью? Вы ведь давеча хотели. Дайте пальчик!

Ростовщик быстро укалывает пером подушечку пальца Фауста.

ОЗЕРО
Эпизод 46

Камера стоит перед выходом из тоннеля. В скальном проеме две фигуры в полумраке тоннеля — Ростовщик и Фауст. Ростовщик делает несколько шагов вперед к озеру. Фауст стоит. Камера с самого начала медленно панорамирует справа налево — от скального проема на перспективу горного озера. Через ветки деревьев начинает просматриваться фигура девушки, стоящей перед самой водой. В кадр медленно входит Фауст, движется по водной глади (там, видимо, мелко) от камеры — по направлению к девушке. Ростовщика в кадре нет. Девушка двигается вдоль берега ближе к оконечности скального выступа. Становится на самом краю.

Камера стоит на скальном выступе рядом с Маргаритой. Маргариты в кадре нет. По мелководью озера на камеру движется Фауст, поднимается на берег и через несколько шагов оказывается за спиной у Маргариты. Камера панорамирует справа налево, и мы видим стоящую Маргариту, погруженную в себя. Она смотрит в воду пристально и сосредоточенно. Потом поднимает голову, смотрит на небеса. Фауст подходит к ней сзади, обнимает ее. Маргарита вздрагивает, оборачивается в его сторону, они начинают медленно выпадать из кадра.

Вид с берега на воду. Точка чуть выше человеческого роста. Камера смотрит на воду, и мы видим, как два тела, обнявшись, падают в воду. В кадр входят два падающих в воду тела. Подводная съемка. Снизу вверх падают два тела и медленно погружаются вниз на камеру. Проходят мимо камеры, остается чистое пространство воды, в которое постепенно вплывают странные продолговатые пластичные красивые подводные существа.

На берегу в том месте, где Фауст и Маргарита упали в воду, стоит обнаженный Ростовщик. Рядом на земле валяется его одежонка. Камера стоит у него за спиной чуть сзади и видит его чуть в профиль. Ростовщик стоит врост, потом опирается руками о коленки, и, наклонившись вперед, вглядывается в воду. Затем Ростовщик опускается на колени и, стоя на четвереньках, как собачка, вглядывается в воду.

Чистая вода озера.

Ростовщик прыгает в воду с того места, где стоял.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
Malick
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»