Параметры сущего
Мария Секацкая: Как ты, наверное, знаешь, тема этого номера журнала «Сеанс» — «Ровесники», и одна из рубрик посвящена тому, что молодые люди лет 20 и старше, дети
Александр Секацкий (фото Антона Михайловского)
Эйфория и апатия
Александр Секацкий: Многое в
Вопрос не в датировке, а в том, что ощущение от жизни стало совершенно другим. Все это можно понять лишь задним числом, потому что в тот момент почти не было времени для самоанализа. Ситуация, в которой нужно было
собственные цели. Его представителей интересуют собственные проекты, в разные периоды
Одновременно с тотальной заброшенностью существовало ощущение почти безграничных возможностей. Из ничего создавались состояния, делались головокружительные карьеры, была возможность взлетов фантастических.
М.С.: Поскольку в это время я жила в Бишкеке с мамой и бабушками, то
А.С.: Я думаю, что при распаде Советского Союза произошла вещь почти парадоксальная. Дело в том, что не республики, а именно Россия откололась от Советского Союза в наибольшей степени. Я ведь тогда приезжал каждое лето в Бишкек и у меня возникало некое подспудное ощущение, что вдруг в один прекрасный день СССР каким-то образом вернется. В России этого ощущения не было нигде — ни в центре, ни в провинции.
Было, скорее, ощущение дикого поля.
М.С.: А вот у меня складывается ощущение, что именно
А.С.: А что именно вызывает у тебя такое ощущение? Какие параметры сущего?
М.С.: Ощущение это очень смутное, но есть простой пример, на котором его можно прояснить, — работа. Большая часть деятельности приобрела черты призрачности или абстрактности. Очень много людей с высшим образованием, закончивших университеты, занимаются такой деятельностью, результаты которой не отличаются от ее процесса. У нас это называется «менеджментом». Производится бесконечный менеджмент неважно в какой сфере, при этом все менеджеры бесконечно делают одно и то же, прерывая это действо только на корпоративные праздники, на которых опять же собираются те, кто этот процесс производит, и говорят: «Какой замечательный наш процесс, будем производить его эффективнее». Есть такая реклама «Нескафе» — плакатик в стиле
Фантом на смену фантасмагории
А.С.: Мне кажется, что тут нужно ввести различие в степенях ирреального. Ирреальность, существующая сейчас, — это почти что второй социализм. При социализме был известен принцип: за символическую плату — символический труд. Он благополучно восстановился. И кроме того, следует отметить, что то, о чем ты говоришь, это не специфически российская ситуация, это ситуация всей Европы, в некотором смысле даже и Америки. Когда капитал оплачивает
Меня в этой связи всегда поражало вот что. Братве, которая создавали банки в
В самом деле, кто такой нормальный бизнесмен сегодня? Тот, кто оплачивает менеджера по персоналу, менеджера по фьючерсным поставкам, по лизинговым технологиям и прочих шарлатанов от экономики, которые делают вид, что они
М.С.: Это реальность в духе Бодрийяра и его книги «Символический обмен и смерть».
А.С.: Ну да, Бодрийяр и писал об этом: сначала капитал скрывал факт того, что он тебя эксплуатирует, потом перестал скрывать — да, мол, эксплуатирую. Но при этом он скрывает другое, более страшное — что на самом деле ты ему совершенно не нужен. Так создается общеевропейская ирреальность той стадии современности, в которой мы сейчас находимся. Ирреальность
Посмотрим, что происходит сейчас — обычный представитель офисного планктона в принципе уверен, что его существование относительно устойчиво и стабильно. Да так оно и есть в пределах его разумений — если
М.С.: А что за ним, этим фантомом? Мы можем сказать, что мы ощущаем реальность как Фантом, но ведь за ним все же прячется
А.С.: Здесь надо спросить, почему этот фантом удерживает видимость реальности? Потому, что он снабжен высокой степенью повторяемости. Сегодня мы делаем то, что мы делали вчера и что, скорее всего, будем делать завтра. Вернулись старые привычки — знакомые интеллигентские штучки в виде тотальной негативности по отношению к власти, донкихотские игры в оппозицию. Интеллигенция восстановила свой двухсотлетний модус вивенди, и сейчас он не очень отличается от андеграунда
М.С.: У меня тоже создается такое ощущение, что за этим фантомом ничего нельзя увидеть, кроме создающих его структур. И кто в этом виноват, кого тут «попинывать», как ты выразился? Глобальные структуры мировой экономики? Все страны, не только Россия, включенные в процесс мировой финансовой химеризации, не знают, что делать со своим населением… Которое никак не нужно для воспроизводства капитала, но, с другой стороны, нельзя же это население никуда деть…. Поэтому ему просто раздаются
А.С.: Я думаю, что таких людей, в сущности, нет. То есть очень много людей, которые прекрасно делают вид, что они в курсе, что они держат руку на пульсе.
Кстати, я думаю, что пресловутый кризис среди всего прочего обозначил шарлатанство всех этих профессиональных экономистов, этих кембриджских мальчиков. В самом деле, многие думали, да и я грешным делом думал, что наши банкиры
М.С.: А у меня есть еще такой вопрос, навеянный недавним чтением. Ален Бадью в своей новой книге «Логика миров» выделяет четыре типа вечных истин. Он говорит, что есть четыре сферы, в которых является нечто, что он называет вечной истиной, а именно: наука, политика, любовь и искусство. Вечная истина в каждой из этих сфер — это то, что, однажды явившись, уже не исчезает, но
Дефицит Немыслимого
А.С.: Я думаю, что реформа политического пространства неизбежна. Более того, эти изменения происходят уже сейчас, когда сугубо политические новости начинают уходить на второй план по отношению к музыкальным новостям, новостям из электронного сетевого пространства. Осуществляется попытка указать политике ее истинное место.
И полнота человеческого существа определяется тем, сколько нам открыто способов бытия.
Беда современности в том, что люди слишком уж друг друга знают как объекты. И вот, когда тебя знают как объект, и ты сам объективно знаешь, чего ждать от других, как ты можешь реально измениться? Ты можешь лишь встроиться в игру манипулирования или ухода от манипулирования, что в принципе одно и тоже. И в результате стремление найти консенсус, прийти к компромиссу, дать логическое решение каждой проблемы, приводит к падению мерности человеческого бытия, что в метафизическом смысле и оказывается главной проблемой.
М.С.: Но идея Бадью, как кажется, заключается в том, что эта объективация, или, если так можно выразиться, это застывание системы, есть
А.С.: Я думаю, что вообще политика сейчас, также как и экономика, представляет собой особый тип ловушки. Она преобразует всю революционную активность в социально приемлемые формы, направленные на поддержание существующей системы. При исключительных обстоятельствах, благоприятных для революционности и крайне неблагоприятных для общества в целом, революционное движение может даже выплеснуться на баррикады и стать собственно революцией. Но сегодня, когда таких обстоятельств нет, истинная революционность, на мой взгляд, есть отказ от политической деятельности. Отказ и уход — в музыку, в странствия, в том числе сетевые странствия, в чувственное вообще. Сегодня мы видим, что революционность и политика все дальше друг от друга.
М.С.: Такое ощущение есть. Как раз недавно я размышляла о том, почему исчезли гении в политике. Ведь в предшествующие века их было немало. И вывод, к которому я пришла, был именно таков — гении в политику больше не идут, потому что им там скучно. Политика стала не более, чем частью системы, и системы заведомо тупиковой.
А.С.: Внутри самой политики больше нет человекоразмерного пространства, а вместо него анонимное пространство гигантских асоциальных масс, где реальных суверенитетов в мире всего
М.С.: В связи с этим у меня вот какой вопрос: если настоящее таково, как мы попытались его сейчас реконструировать, то можно ли, на основе этого, сделать
Фото Антона Михайловского
Надо помнить, что дух дышит, где хочет
А.С.: Да, прогноз Шпенглера остается справедливым по отношению к исторически возникшим формам социальности. И мы получаем подтверждения тому, что все субъекты истории смертны.
Другое дело, что всегда возможно смещение измерений или точки сборки, как в замечательной книге Гессе — когда осужденный на смерть считает дни, оставшиеся до казни, и потихоньку рисует паровозик и вагоны на стенке своей камеры, пейзажик вокруг них. Каждый день он
Поэтому можно сказать так — да, все наличные формы современной западной цивилизации обречены. Гражданское общество уже не жизнеспособно, оно духовно не возобновляется. Но надо помнить, что дух дышит, где хочет. Так что победоносные завоеватели, придя сюда, никого здесь уже не застанут, потому что, несмотря на то что тут еще перемещаются
Сказать
М.С.: Однако апокалиптические настроения и предсказания конца света вообще очень свойственны для европейской цивилизации. Они были одним из популярнейших жанров Средневековья. Чем отличаются с концептуальной или с культурологической точки зрения современные прогнозы от прогнозов предшествующих?
А.С.: Интересно скорее не возобновление эсхатологического дискурса сегодня, а имевший место до того перебой. В самом деле, эсхатология и ожидание Страшного суда — это неустранимая черта христианства. Быть христианином — это и значит ждать конца света и молить, в зависимости от личных пристрастий, чтобы ты его застал или, наоборот, не застал. Такова была ранняя христианская эсхатология, таков и сегодняшний конкурс антиутопий. Удивление вызывает временное исчезновение конца света с горизонта событийности, случившееся в эпоху Просвещения, когда вдруг возник спрос на утопии, на положительные представления о том, какой прекрасной может быть жизнь, если ее преобразовать с помощью той или иной формы социальной инженерии. И эта установка философии Просвещения на полтора или два столетия захватила умы человечества. Парадоксальным образом, по своим последствиям не было ничего страшнее. То есть все эти прекрасные утопии коммунизма, человеческого единства, равенства и братства оказались весьма и весьма разрушительными.
Но уже начиная с Ницше мы видим, как тяга к антиутопиям восстанавливается и снова возникает ощущение, что самый большой памятник человечество готово поставить тому, кто его сильнее всех проклянет.
М.С.: То есть ты думаешь, что нынешний тотальный пессимизм может быть
А.С.: Возможно, имеет смысл свернуть с накатанной колеи мысли и подумать в другую сторону. Есть, допустим, новые формы культуры, которые кажутся нам варварскими, вроде поэзии в
М.С.: Тогда еще один вопрос, последний, про актуальную жизнь духа. Какое его проявление кажется тебе наиболее живым сейчас?
А.С.: То, которое устремлено к контактному проживанию. Наша энергия сопротивления, способность к чувствованию изрядно обмелели, и слишком велика привычка обитать среди общедоступного символического. Под доступностью я имею в виду его фактическое всегда наличие под рукой: нажал на кнопочку — и вот тебе вся музыка мира, на выбор, или любой видеоряд из сокровищницы мировой живописи и кинематографа. Символическое стало настолько доступно, что оно уже не распредмечивает себя в реальном, оно так и потребляется в виде символического. И поэтому я думаю, что важными становятся те формы искусства, в которых мы не просто проникаемся символическим в легкорастворимой форме, а выдвигаемся в пространство труднодоступного. Именно этим важно уличное искусство, пресловутый
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера