18+
41-42

Война

Это была эпоха телесериалов. В России тогда еще не начали снимать свои многосерийные саги, то ли не умели, то ли не имели возможности. Мы потребляли продукт, произведенный в США и Латинской Америке. Первый русский телесериал оказался самым жестоким, грязным и кровавым из того, что нам показывали в те годы. Название ему так и не придумали. Кто-то говорил, что это «восстановление конституционного порядка», другие называли происходящее на экране «борьбой за независимость». Были и другие варианты — «кровавая мясорубка», «истребление и геноцид целого народа», «борьба за сохранение и целостность государства»… Но очень скоро появилось одно лишь слово, которое употребляли все, независимо от отношения к происходящему, и это единственное слово сразу же все объясняло. Чечня.

Премьера первой серии состоялась морозным, декабрьским вечером, с показа колонны бронетехники, двигавшейся по замерзшей дороге, мимо небольшого села. Смысл происходящего на экране понимали далеко не все, сюжет выглядел размытым, персонажи высказывались сумбурно и невнятно. Приближался Новый год, и миллионы телезрителей больше беспокоились о елках, шампанском и мандаринах.

Но именно в Новый год все изменилось. В городе Грозном, одном из главных мест действия нового зрелища, происходило то, что до этого показывали лишь в фильмах о Второй мировой войне. Сотнями гибли люди, горела бронетехника, рушились дома. В боях за железнодорожный вокзал чуть ли не целиком погибла целая мотострелковая бригада вместе с командиром. Но в праздники не принято показывать по телевизору страшное, поэтому пока одни умирали, другие сидели за праздничными столами.

Продолжение показали через несколько дней, и это было как удар обухом по голове. Зритель прилип к экрану и затаил дыхание. Автором и режиссером новой серии стал Александр Невзоров. В страшном сериале под названием «Чечня» появилась смысловая нагрузка и четкая позиция. Впоследствии режиссеры сериала менялись так часто, что у зрителя начала пухнуть голова: тот, кто вчера был героем, сегодня оказывался полоумным маньяком, и наоборот. Солдаты на экране выглядели то грязными и завшивленными подростками, которых лупят доблестные бойцы чеченского Война сопротивления, то доблестными псами войны, которые дают прикурить бородатым террористам.

От таких поворотов многие впали в ступор и перестали следить за событиями, но новый летний сезон, получивший подзаголовок «Буденновск», взбудоражил каждого. Отряд боевиков расстрелял городской РОВД, а потом захватил в заложники целую больницу. Рейтинги сериала взлетели до немыслимых высот. Несмотря на смешение жанров — от криминальной драмы до трагифарса (если вспомнить телефонный разговор премьера Черномырдина с полевым командиром Басаевым), — финал оказался трагическим. Полторы сотни убитых, в три раза больше раненых и злодеи, ушедшие от возмездия.

Зрители не успели еще отойти от Буденновска, а на экране шел уже новый сезон под названием «Кизляр». И хотя сюжет получился практически идентичным, рейтинг не падал. Через несколько месяцев ликвидировали самого главного телезлодея Дудаева. Наметилась развязка. Один из самых кровавых сериалов конца прошлого века подходил к концу. Война закончилась. Для одних — в виде телевизионного зрелища, пусть и страшного, но далекого и как будто не настоящего. Для других — реальная, с артобстрелами, трупами и сожженными танками на улицах Грозного. Ясно одно, людям, оказавшимся на войне по разные стороны телеэкрана, друг друга не понять никогда.

Кэмп
Кабачки
Erarta
Рыцарь кубков
Бок-о-бок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»