Где должно быть понятно
Вряд ли за последние полтора столетия существовало хоть одно поколение, не именовавшее себя с должными драматизмом и тщеславием «проклятым». Кажется, что основания на то находились у всякого, а если и нет, то стоило их выдумать. Потребность в сублимации страха перед густо присоленным трагедией временем всегда находит себе выход и воплощение.
Как и многие мои сверстники, я с легкостью вспоминаю о детстве что-то такое, о чем не принято говорить, если хочешь считать себя психически уравновешенным и способным быть счастливым. О ночных бдениях перед светящимся экраном, томительном ожидании очередного кошмара на ильмовой улице, об упрятанных и поджатых под завернутым краем одеяла пятках, потных ладошках и стиснутых до боли кулачках, о беспроглядной тьме подкроватья, таинственном мраке зачердачья, пугающем сумраке лестничных клеток, о притаившемся за трубой мусоропровода бомжике, жутких, раскрашенных в дьявола, цирковых клоунах, о пучеглазой с оскаленным ртом кукле, мертвой в кустах облезшей кошке, о тысяче вещей, про которые многое написал психоаналитик, рассказал детский воспитатель, успокоил заботливый родитель, но которые тем не менее не отпустили от себя ни на миг и сейчас. Обычный, примирительно и по науке объясненный усатыми мудрыми мужами детский ужас перед миром и его непознанностью со взросленьем не ушел в небытие, а, напротив, будто схоронился глубже, в самую сердцевину, поближе к зябнувшей душонке, выплетая оттуда паучьи сети, выпуская липкие ктулхины щупальца. И всегда было чем его прикормить. Мир взрослых обеспечивал страшным — хроникой войн, преступлений, дорожных происшествий и смертей — не в пример чаще и обильнее, чем раньше, с одной стороны. А культура изливала
Именно тогда, на заре видеопроката и ночного телевещания, из нас выпестовали детей, пугавшихся шорохов в стояках и батареях, ухающего воздуха в канализационных трубах после запрещенного родителями просмотра «Оно», боявшихся спать и видеть сны так же сильно, как не спать и дрожать в потемках после историй о Фредди Крюгере, паникующих в кабинетах врачей, чужих домах и темных дворах после
Фото: Дмитрий Конрадт
Но есть и другое объяснение. Говорить о хорроре как о сублимации страха перед смертью давно стало общим местом (хотя русскоязычной и даже переводной литературы о жанровом кино и романах ужасов практически нет до сих пор). Правда же в том, что лицезрея на экране кубометры кровяных масс и тонны человеческого пиломатериала, всевозможных бесов и ада котлы, учишься только одному — есть смерть и смерть. Виртуальная, данная для закалки через все возрастающий градус экранного насилия, и та, о которой в мире без бога ты до сих пор не знаешь ничего. В еще одной отчасти автобиографической книжке «Danse Macabre» известный автор романов ужасов рассказывал о своем самом сильном детском переживании: будучи страстным любителем хоррора, практически каждый день он бывал в кинотеатре на показах классики и новинок категории B, и вот однажды сеанс был прерван на середине, управляющий кинотеатра поднялся на сцену и, в замешательстве промолчав минуту, смог сказать только: «Я хочу сообщить вам, что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический сателлит. Они назвали его… „спутник“». Испытанное при этих словах осталось в памяти навсегда как подавляющее ощущение реальной угрозы и предчувствие вероятной тотальной смерти. И это при всей любви и знании фильмов и книг о, казалось бы, самом невообразимом, опасном и отвратительном. Это не значит, что ужас перед реальным подавляет ужас перед выдуманным, а скорее говорит о том, что страшное настоящее дает очевидную возможность существовать или, по меньшей мере, допускать страшное воображаемое. Вот по этому, одному из многих, пути и возвращаешься в зазеркальную пустоту, в которой не действуют привычные законы для этого мира, внезапно оказывается, что он гораздо больше, сложнее и непонятнее, чем нас уверяли.
Когда босым мальцом я боялся зубастого из «страшилки» лепрекона и когда теперь не чураюсь обескоженной плоти в очередном «сплэттере», или когда зажмуривался, плача в подушку на «Зловещих Мертвецах» 15 лет назад и когда смеялся в голос над ними же в прошлом месяце — одинаково сильно и ясно чувствовал пустоту на том месте, где должно было быть «все понятно». И даже уже
Смешно скорее то, что надежда на то, что
Читайте также
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Mostbet giris: Asan ve suretli qeydiyyat
-
Лица, маски — К новому изданию «Фотогении» Луи Деллюка
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве