Сказочка
В поселке по имени Поселок, на краю города по имени Город
Вот такая сказка: алкоголизм, блядство, вульгарность, безотцовщина, полунищета, одна кровать на троих. Равнодушие и злость. Сгущенка, гематоген, бабка, лампа. Кладбище. Грязная, тоскливая история о материнской нелюбви и неправильном детстве, рассказанная чистым голосом за кадром. Чистые цвета: розовая кофта — белый снег, белое молоко — красная кровь, голубое платье —
Эта простая, провинциальная, житейская и жуткая история требует, казалось бы, смазанности и серости — но нам показывают ее условно и ярко, в детском пересказе; как сказку.
И было бы совсем не страшно, можно было бы пожать плечами и забыть через полчаса, умей герои говорить. Двух законченных предложений было бы достаточно, чтобы от фильма ничего не осталось. Но нет двух законченных предложений — есть только мучительные повторы, вынимающие душу, тягучие повторы,
Сказка, которую мать рассказывает дочери, лежа голышом на кровати — это главный эпизод, — совершенно невыносима. Тянутся, медленно отходят в темноту слова — «подхожу… подхожу… разворачиваю… палкой так разворачиваю… а там… а там… а там…»; медленно отдвигается в темноту камера, густеет напряжение по обе стороны экрана. Это никакая не сказка — это история происхождения. Только так ее и можно рассказать, только так можно почувствовать ужас ребенка, который наконец понимает, что он чужой, что он волчонок, найденный в мешке на кладбище, одинокий и ненужный.
А потом мама и вовсе бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за своей жизнью.
Непонятно, сколько прошло лет — наверное, много. Девочка выросла у хромой тетки, но так и осталась волчонком. В ее мыслях (закадровый текст — единственная связная речь в фильме, не дающая сойти с ума от повторов и междометий) — уверенность, что однажды в дверь позвонят, что возвращение состоится. И оно состоялось — только глупо
С вернувшейся матери время смыло рыжину, красоту, длинноногость. Краски тускнеют; в финале
Читайте также
-
Школа: «Капитан Волконогов бежал» — Сказка с несчастливым концом
-
Его идеи — К переизданию «Видимого человека» Белы Балажа
-
Школа: «Гунда» — Скованные одной (био)цепью
-
Как мы смотрим: Объективные объекты и «Солнце мое»
-
Высшие формы — «Ау!» Тимофея Шилова
-
Субъективный универсум — «Мистическiй Кино-Петербургъ» на «Ленфильме»