18+
41-42

Прощание с детством

Ребенок на перепутье

«До свиданья, дети!» ,1987, реж. Луи Маль

На территории временной резервации — загородного католического колледжа — французские мальчики разных возрастов заняты извечной и важной игрой во взрослых. Младшая группа постигает азы социализации (вожаки, изгои, большинство; старожилы, новенькие) и ждет перемены, памятуя о заветном соседстве — с группой старшей. Там запретное — курение, секс, разговоры о политике — уже почти всерьез, почти по-настоящему. Жюльен Кантен — один из счастливчиков: он сумел «поставить» себя среди младших, и у него есть пропуск в вожделенное «туда» — к старшим. Он с ними почти на равных — впрочем, у него там родной брат. Умный и самоуверенный Жюльен строит из себя взрослого, но мучительно хочет к матери (та, кстати, заражена «нормальным ханжеством» и сильной симпатии не вызывает). Он культивирует в себе лидера, но мочится ночью в постель. История трудного взросления мальчика узнаваема. Она, кроме того, проникновенна.

Отличие описанной в фильме ситуации от других подобных — во времени и месте: Вторая мировая война, оккупированная Франция. Резервация становится местом эвакуации. Этим мальчикам ведома общая тревога. Но они храбрятся. И они способны на время забывать. Да что уж там — они живут почти так, как и жили бы без войны. Оккупация — не осада. Родители пишут им и навещают в установленный день, сами они не так давно были на каникулах дома, в городе. Вот только к надзирателям-«святошам» прибавились «боши». Над первыми принято посмеиваться, вторых не принято бояться. Ни то ни другое не получается: страх перед «бошами» делает «святош» своими. Католический колледж становится для мальчиков приютом. Последний находят здесь и еврейские дети. Один из них — Жан Бонэ — станет сначала соперником, затем другом Жюльена, а это путь к едва ли не самой прочной привязанности. Помимо воли Жан претендует на интеллектуальное лидерство, чем вынуждает Жюльена на поиск подноготной соперника. Обнаружение настоящей фамилии новичка обеспечивает компромат, но шантаж не имеет цели: в Жюльене не успел поселиться тот обывательский страх, который порождал ненависть к евреям за то, что те одним своим присутствием «подставляли» окружающих. Фильмы Чаплина и музыка в стиле буги сблизят их еще больше. Но «стукач» в колледже, конечно, найдется.

laquo;До свиданья, дети!» ,1987, реж. Луи Маль

И вот — визит гестаповцев, арест мальчиков-евреев, директора колледжа, отца Жана, медленное выискивание «невыловленных» и «невыявленных». Тревожный быстрый взгляд Жюльена. Страх. Оцепенение. Идущий первым в колонне приговоренных отец Жана оборачивается: «До свидания, дети!» Что, должно быть, услышано героем так: «Не строй из себя взрослого, Жюльен! Больше ты не повзрослеешь».

Лопушанский
Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Austerlitz
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»