18+
41-42

Пионеры-герои, пионеры-иуды

Ребенок как жертва идеологии

«Бежин луг», 1937, реж. Сергей Эйзенштейн

Дух плакатного пионера Морозова витал почти над всеми детьми — героями тридцатых годов. Эти дети казались маленькими, но на самом деле ничем не отличались от взрослых: они раскрывали заговоры и выявляли вредителей («Поезд идет в Москву»), охотно жертвовали собой ради идеи («Федька» и «Гаврош»). Экранный Павлик Морозов должен был стать точно таким же; проявив сознательность, он был обязан погибнуть с пламенной речью на устах. Но Эйзенштейн экранизировал не биографию, а миф, и «Бежин луг», если судить о нем по фотофильму Сергея Юткевича и Наума Клеймана, — это фильм не об убийстве отцом-кулаком сына-пионера, а житие.

Показательна история со снятым во время войны фильмом Пудовкина «Убийцы выходят на дорогу». Картина состояла из нескольких новелл, поставленных по произведениям Брехта. В одной из них родители подозревали своего сына (члена гитлерюгенда) в том, что он донесет на отца. В этой зеркальной истории сын становился источником ужаса, а родители — жертвами. В фильме Пудовкина родители забывают, что их сыну двенадцать. Ребенку отказано в праве быть ребенком. Предупредив вышестоящих, что отец хочет совершить преступление, Степок сперва жертвовал своим детством, и уж только потом жизнью.

Чапаев
Kansk
3D
Форсайт
Синяя птица
3D
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»