18+
41-42

Джентельмен неудачи

Ребенок с чужой социальной судьбой

«Империя солнца», 1987, реж. Стивен Спилберг

Юный английский джентльмен Джеймс Грэхем вместе с родителями живет в Шанхае. Поет в церковном хоре, коллекционирует модели самолетов, ходит с родителями на приемы. У родителей слуги, большой дом и личный автомобиль. Маленький европейский островок посреди бушующего азиатского моря вот-вот захлестнет волной — началась Вторая мировая война. И вот уже самолет, который Джеймс раньше видел только в небе и с точной моделью которого не расставался, лежит сбитый совсем недалеко от усадьбы приятеля его отца. А японцы, о которых он слышал только от родителей и в новостях по радио, выходят из-за холма наперевес с автоматами. Пароход, кажущийся вдалеке маленькой игрушкой, отвечает на игру в морзянку самым настоящим залпом. И вот уже город охватывает паника, а по улицам едут танки. Стоит Джеймсу зазеваться, и мама с папой бесследно пропадают в толпе беженцев. А дальше — пустой дом, одиночество и голод. Даже сдаться врагу не получается, кто обратит внимание на такого маленького неприятеля. Джеймса подхватывает ветром и уносит далеко-далеко от родного дома.

«Империя солнца», 1987, реж. Стивен Спилберг

Теперь его зовут Джим, это новое имя для новой жизни в лагере для перемещенных лиц. Джим не брезгует надеть ботинки мертвеца, есть долгоносиков, которые подаются в качестве десерта к картошке, стащить у начальника лагеря мыло. Он не струсит пролезть за колючую проволоку, чтобы ловить фазанов, и не раз выручит из беды окружающих его взрослых. Он одет во взрослую одежду и ведет себя как взрослый, но именно то, что он, несмотря ни на что, остается ребенком, спасает его от смерти. Он искренне восхищается японскими летчиками и быстро выучивает японский язык, что льстит начальнику лагеря. Маленькому мальчишке легче пролезть в очередь за едой — приспособиться к новым условиям. Старшие относятся к нему как к равному. Рядом всегда есть кто-то взрослый: доктор, который учит Джима латыни, наставник и друг американец Бэйси, аристократка миссис Виктор, напоминающая ему мать. С ними Джим все еще ребенок. Взрослеет он, когда остается совсем один. Когда его лучший друг и образец для подражания Бэйси предает мальчика, сбежав без него из лагеря. Когда миссис Виктор умирает от голода, а доктор пропадает в толпе заключенных. Тогда Джим наконец понимает: единственное, чему он научился от Бэйси, — «человек может пойти на что угодно ради картофелины».

Он выбрасывает чемодан со своими детскими сокровищами в реку и возвращается после капитуляции Японии в опустевший лагерь, чтобы навсегда распрощаться со своим детством. Финальный кадр — это взгляд человека, видевшего ядерный взрыв и знающего, что нельзя оживить убитого шальной пулей друга.

Лопушанский
Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Austerlitz
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»