Почти бытовую камеру ставят в витрину магазина радиотоваров. Монтировщик подсказывает напарнику, который, по-видимому, находится за кадром, возле камеры, как правильно установить поворотный механизм. Камера начинает сначала нелепо, а затем все правильнее панорамировать из стороны в сторону.
Она видит то кусок старого города со стеклянной новостройкой посредине, то стоящий в пробке перекресток.
Она видит, как гопник украл барсетку у гражданина, как пацанва хотела угнать машину, как измученная жена тащит пьяного мужа домой, как тринадцатилетние графитчики разрисовывают стекло витрины перед ней. Видит состоявшиеся и несостоявшиеся свидания. Видит идущую в гору цыганскую лошадь, везущую гроб.
Камера видит девчонку с синяком под глазом, которая оттирает граффити с витрины. Она видит cтрашнейшую метель. Ураганный ветер. Град и потоки дождя.
Она видит циничного парнягу, который плюет в ее глаз, она видит объявление, трепещущее отрывными телефонными номерами. Видит двух малолеток, что, умирая от смеха, ссут на витрину. Видит, плачущую старушку, которая показывает камере фотографию пропавшего сына, и ведет, и ведет неслышную речь.
Она видит мощный салют в стеклах провинциального небоскребчика. Видит, как из старенькой «Оки», заглохшей впробке, выкатываются пять огроменных амбалов и развеселая деваха: на раз-два-три компания поднимает свою машину, ставит к обочине — и, не потеряв настроения, отправляется по своим делам.
Камера видит, как подростки обматывают друг друга туалетной бумагой и поджигают себя, приплясывая. Видит, что в глухую полночь какой-то здоровяк в одних трусах вышел освежиться под летящий снег и заодно выгулять собаку.
Она видит девчонку, которая разбивает кирпичом стекло витрины.
Эпизод 2. КРАЖА
Врывается ночной остывший шум города. Рука выхватывает камеру через дыру в стекле. Бегут ноги. Асфальт, лужи.
В подворотне девушка подносит камеру к своему лицу, запыхавшись, говорит:
— Ваня! Я сделала ЭТО для тебя! Для нас… Теперь ты видишь — я готова на все! И все могу! Я загадала: если смогу, то мы будем вместе долго-долго, всегда…
Эпизод 3. ДОМ ВАНИ
Парень заглядывает в объектив:
— Ух, ты! Крутая игрушка!
Это камера вместе с девушкой, уже оказалась у ВАНИ дома.
Безумный интерьер говорит о ВАНЕ: он — художник.
Они занимаются сексом. Они смеются, они пьют чай, они едят мандарины, они спят.
— Во сне я стал львом, потом жирафом и моргал ресницами из бабочек… — целует ей живот.
— Иногда мне кажется, к земле мою голову привязывает только провод от наушников, — признается ВАНЯ.
Голый ВАНЯ в сомбреро ищет на полке подарок. Оттуда на него пристально глядит сердитая кошачья морда.
Когда ВАНЯ ушел делать чай, девушке №1, звонит подруга.
Громкая связь современного коммуникатора:
— Я украла камеру…
— В «Меге», что ли?
— В «Вавилоне».
— Ты что, дура? Ты разбила витрину? Ты знаешь, что после тебя там полмагазина разнесли? Ты — идиотка? Давай, срочно ко мне!
Эпизод 4. ДЕТСКАЯ КОМНАТА МИЛИЦИИ.
Толстенькая ХРЮША, в погонах, лежит животом на столе и из последних сил тянет за галстук мента, чтоб наклонить его голову для поцелуя. Появление подруги ее нисколько не смущает. Мент ретируется, а ХРЮША, оправив форму, командует:
— Так, коза! Пока оставляешь камеру у меня. И неделю сидишь аккуратно — дома.
— А че? — запинаясь. — А че? …
— Не высовываясь.
ХРЮША прячет камеру в сейф. Камера подсматривает в замочную скважину.
За дверцей пьяненький девчоночий голос:
— Мы вели себя прекрасно, но нас почему-то приняли за проституток!
ХРЮША смеется:
Мальчишеский голос:
— Это что за фотографии?
ХРЮША:
— Преступников.
— Чьи?
— Преступников! Губа, говорю, зажила?
Дверца сейфа открылась. ХРЮША достала бланк протокола из-под камеры. Подросток-пубертат за столом перед ХРЮШЕЙ. На внутренней стороне сейфовой дверцы — смешная фотография Хрюшиного Кабанчика. Дверца прикрылась.
Раздался телефонный звонок. ХРЮША уцокала за дверь.
Сейф воровски открыл оставшийся без присмотра долговязый подросток. Схватил камеру. Сбежал. […]
Эпизод 6. ШКОЛЬНЫЙ КЛАСС
Занятие ОБЖ в школьном классе. Маленький, смешной отставной КАПИТАНЧИК рассказывает о своем запатентованном изобретении — военных потайных карманах в штатской одежде.
— Допустим, на улице две тысячи тридцать пятый год! На вас налет — бандиты, террористы! Но вы спокойны, потому что правильно одеты! Даже незначительное, малозаметное движение приводит вас куда? Правильно! В спасительный карман! А тут у вас что? — Нож, отвертка, ключ!
— Гаечный! — стебется кто-то.
— Кольт, маузер, револьвер! — раздается из заднего ряда.
— То есть что? Средство самозащиты! Предположим, вы упали — велика опасность сломать хрупкую ключицу!
Но карман и тут спешит вам на помощь. Правильно расположенные паспорт, водительские права, пропуск, другие удостоверения личности надежно предохраняют ваши косточки.
Общий пацанячий глум.
— Дуплс, — дает имя учителю ДОЛГОВЯЗЫЙ и падает на стол в конвульсиях смеха.
Коленки одноклассниц. Подробно.
Беготня с камерой в школьном дворе. МЕЛКИЙ друг ДОЛГОВЯЗОГО ест пирожок и плюется. Спускает штаны и бегает по спортплощадке, сверкая ягодицами.
Эпизод 7. ДОМ С БАБУШКОЙ
Друзья заходят в дом. ДОЛГОВЯЗЫЙ кричит в дальнюю комнату:
— Бабуль! Я пришел. Сейчас тебя покормлю. Ты как там?
И сразу же — МЕЛКОМУ:
— Сейчас будем клип снимать. Подключай камеру к телевизору. Выхожу на рэпак!
Камера видит руки МЕЛКОГО. Видит на заднем плане ДОЛГОВЯЗОГО, который сначала несет в дальнюю комнату тарелку с едой. Потом выносит из комнаты судно.
ДОЛГОВЯЗЫЙ и МЕЛКИЙ самозабвенно читают на камеру рэп. Музыка и ритм сипло звучат с телефона.
В дом хозяйски вваливаются два мента, ПРЫЩ и КЛОУН ЛЮСЯ. КЛОУН ЛЮСЯ робокопски двигается, металлическим голосом робота говорит:
— Об-на-ру-же-но видеоустройство и прес-туп-ни-ки. При-сту-па-ю к лик-ви-да-ци-и.
— Люся, давай не вые… Везем их. Будем вас наказывать.
— Пах-нет е-дой…
— Кому едой, кому бедой… В отделении пожрешь.
[…]
Эпизод 17. КАНЦТОВАРЫ
У ВАНИ какой-то срочный дизайнерско-оформительский заказ. Он в запарке вбегает в магазин канцтоваров. Судорожно и торопливо выбирает-покупает какую-то цветную бумагу, маркеры и прочую оформительскую утварь. Расплатился и убежал, забыв камеру в магазине.
Продавщица ВИКА бежит за ним, не догоняет. Вернулась, стала рассматривать камеру. К ней приходит ее парень — АРТЕМ.
— Ой, кто это у нас такой моднявый? — встречает его ВИКА. — Зацени мой кулек, — подвигает ему камеру. — Я прямо блондинка!
АРТЕМ поражен:
— Оба-на!
Он тоже играет с камерой, снимает ВИКУ и себя.
Эпизод 18. АРТЕМ, ВИКА, СНЕГ
После работы они снимают друг друга в заснеженном парке. Кувыркаются в сугробах. Поцелуйчики и любовный флирт.
ВИКА:
— Пальто у меня чистое?
АРТЕМ, со сбитым дыханием:
— Чистое, но слегка помятое.
ВИКА:
— Вот мой любимый автомагазин «Мазератти», с моей маленькой красной крошкой, которую я мечтаю приобрести!
Прелесть, романтика: месяц, звезды!
И опять веселая кутерьма в снегу.
ВИКА:
— Блин, а! Все равно, Ростов — большая деревня! Центр только, потому что здесь ходит много народа. На Западном — тишина. На Северном — тишина.
АРТЕМ:
— Любовь надо постоянно разжигать!
ВИКА:
— Я, вообще, не плакала бы из-за наших отношений. Смысл плакать — надо действовать!
Эпизод 19. АРТЕМ, ВИКА, НОВЫЙ ГОД
ВИКА по дороге инструктирует АРТЕМА, как себя вести с ее родителями на новогоднем ужине:
— Так, повторяем, мама…
АРТЕМ:
— Г алина Николаевна!
— Папа?
— Валентин Митрофанович!
— Брат?
— Максим.
ВИКА:
— Ну, все, кавалер! Выдохни…
Звонит в дверь.
Открывает МАМА (в бигудях, с пылесосом), разыгрывая:
— Вы ошиблись! В следующем дворе — ваша мама. Вы калядовать пришли?
АРТЕМ, забыв все наставления, молча протягивает цветы.
МАМА:
— Цветы надо было в газету завернуть!
Эпизод 20. УТРО ПОСЛЕ НОВОГОДНЕГО УЖИНА
АРТЕМ и ВИКА шепчутся в Викиной комнате.
АРТЕМ:
— … значит, я — неплохой человек! Нет, я — охуенный человек, иначе я обесцениваю тебя!
ВИКА, с напором:
— Вот ты меня любишь — и все! Тебе больше ниче не надо! Ты не думаешь, где мы будем жить? Че мы будем есть? Тебе кроме меня, ниче не надо! Но на одной любви всю жизнь не протянешь!
— Я в двенадцать лет вагон с вениками за день разгружала, чтобы нам с мамой было что покушать. А ты у меня на маршрутку денег просишь каждый день.
ВИКА ушла мыть посуду. АРТЕМ возится с камерой, со шлемом, к которому она была приделана. Находит внутри шлема надпись с контактными данными ВАНИ (сделанными, видимо, на случай велосипедной аварии). Звонит по найденному номеру. Предлагает встретиться.
Эпизод 21. АРТЕМ, ВАНЯ, ТОРГ
На встрече АРТЕМ выторговывает крупную денежную благодарность за возвращаемую камеру. У ВАНИ денег нет, но он клянется отдать потом, попозже.
[…]
Эпизод 24. ВАНЯ и ШПОТА
Десятилетний скейтбордист ШПОТА принес ВАНЕ свой скейт, чтобы тот сделал на нем аэрографию. Они с ВАНЕЙ живут на одной улице. ВАНЯ разрисовывает скейт. Г оворят «за жизнь», пока ВАНЯ приделывает камеру к скейту ШПОТЫ:
— Она сказала, что мой папа — первый человек, который ее достоин! Ее фотки в журнале.
ШПОТА становится в позу, выпятив грудь, и, гримасничая, объявляет: «Мисс — БИКИНИ Черной металлургии!» — и комично виляет тощим задом под короткой курточкой.
ВАНЯ смеется.
Эпизод 25. ТУСНЯК СКЕЙТЕРОВ
ШПОТА едет кататься с друзьями. Камера снимает, привинченная намертво к скейту. Скейт летит. Скейт болтается в руках.
Эпизод 26. ПОХОД К ПАПЕ
Потом куда-то идет. Поднимается по лестнице.
Звонит в дверь. Из-за двери противный женский голос объявляет, что папы сейчас нет. Выходит лицо в сметанной маске и заканчивает:
— …И чтобы ты сам и твоя мама сюда больше не ходили!
ШПОТА колотит ногами в дверь. Спускается.
Скейтом бьет фары красненькой машины. От ударов по машине камера делает своеобразные видеоглюки, уносясь в давно отснятый материал (например, зимние кадры из витрины)….
ШПОТА проламывает лобовое стекло. Убегает.
Эпизод 27. СКЕЙТЕРЫ И ОТЕЦ
ШПОТА опять катается с друзьями. Видит, как подъезжает побитая им машина. Видит ОТЦА, который идет к нему с грозным видом. Пытается убежать. ОТЕЦ догоняет, просит остановиться — поговорить. ШПОТА отбивается скейтом с примотанной к нему камерой. Убегает. Скейт с камерой остается в руках ОТЦА.
Эпизод 28. ОТЕЦ И МАТЬ И ДВЕРЬ
ОТЕЦ звонит, потом долго стучит в дверь. Дверь открывает заплаканная ЖЕНЩИНА, тут же закрывает. ОТЕЦ опять стучит-звонит. Кричит через дверь, что хочет вернуть сыну скейт. ЖЕНЩИНА открывает и хочет забрать скейт, ОТЕЦ не отдает, продолжая говорить и оправдываться. ЖЕНЩИНА наконец выдергивает скейт и захлопывает дверь. За углом рядом с дверью стоит и хлюпает носом ШПОТА.
[…]
Эпизод 36. ЭЛЕКТРИЧКА
Кастинг к фильму Я тебя люблю
ВАНЯ и девушка № 3 куда-то навсегда уезжают в электричке.
В дороге — игра: придумать историю жизни попутчика.
Озвучить его внутренний монолог.
ВАНЯ придумывает внутренний монолог собачки.
[…]
Эпизод 39. САМОЛЕТ
ВАНЯ снимает садящиеся над ним самолеты. — Дай мне на день камеру, — просит девушка № 4. — Хочу снять свидание, которого ждала двенадцать лет!
Эпизод 40. ВСТРЕЧА
В укромно стоящем автомобиле двое: за рулем — МУЖЧИНА лет сорока и рядом девушка № 4
ОНА:
— Скажи, тебе никогда-никогда не хотелось меня увидеть?
МУЖЧИНА растерянно улыбается и мелко-мелко, часто-часто кивает.
— Но ты не мог … У тебя были дела…
Он опять кивает.
— У тебя были проблемы с работой. Денег не было…
Он жалко улыбается и кивает.
ОНА отворачивается и смотрит в лобовое стекло.
— Знаешь, в детстве у меня была фобия: боялась газа! Была уверена, что он непременно взорвется — и меня НЕ СПАСУТ! Когда мама уходила, я собирала вещи и, одетая, часами стояла у запертой двери, со своими детскими сумками… Мама с этим ничего не могла поделать. Однажды, глядя ей в спину, я так ревела и дергала окно, что рама вывалилась и упала на меня. Мама тогда сказала, что я упрямая, как ты… От обиды я раскидала по всей комнате рафинад из красной коробочки.
— На лето меня увезли в деревню. У деда была лошадь, а у лошади — жеребенок. Я думала, что его зовут Жери. Жери- ребенок. Я подсовывала Жери дедовы сапоги — и ему почему-то понравилось в них ходить. Стоило деду разуться, как он уже не находил своих сапог! Что толку кричать на жеребенка — дед кричал на меня: «Чокнутая!» А я думала: он думает, что я — чокнутая, как ты… Но у меня была и собственная о тебе память. Помнишь тот день, когда ты катал меня на «КамАЗе»? … — снова смотрит на него. — Пап, у тебя совсем не было времени, да? И чертовых денег не хватало?
ОТЕЦ молча глядит перед собой. — Тебе не хотелось меня увидеть? Положить руку на лоб, когда я болела? Купить чулки всеточку! Отругать за то, что начала курить! Поговорить с тем, кто меня обидел… И вот что еще! Ты мне снился…
ОТЕЦ:
— А мне… много раз… снился этот разговор…
№ 4 возвращает ВАНЕ камеру со злыми словами:
— Козлы, козлы! Почему вы все — козлы?!
[…]
Эпизод 42. МАТИЛЬДА
МАТИЛЬДА, крепко сбитая блондинка бальзаковского возраста, выглядывает из своего салона:
— Мальчик мой! Это ты делал?
ВАНЯ только что закончил аэрографию ее поцарапанного автомобиля, усталый, замерзший, в сердцах: — Целый день эту херню рисовал, у меня уже рука с этой штукой срослась…
— Да? А ну давай пойдем! — заводит в Модный дом. — Придумай, как расписать этот пиджак.
ВАНЯ рисует, одним движением, не отрывая руки от бумаги. Протягивает рисунок МАТИЛЬДЕ. Та разглядывает мгновенную Ванину импровизацию.
— Пожалуй, что да, мне нравится! — Откладывает листок. — А че ты такой мятый? — смеется. — Ну, ничего! Я сделаю из тебя человека… А правда, ну че ты такой зачуханный?
— Саша! — зовет старшую дочь. — Купи ему сто пар носков!
— Зачем ему сто пар? — делает большие глаза еще больше САША. И тихо: — У нас кредит не выплачен.
— Хорошо! Купи ему пятьдесят пар. Не жмись!
— Мальчик мой! Как тебя зовут? Ваня? Иди сюда! Возьми кашемировый джемпер и норковую куртку, померяй! … Стоп! Отменяется! Иди в ванную — там шампунь, пенка, все — помойся! Чтоб от тебя краской не пахло…
— О! Какой! Видишь? Видишь! — Подводит она к зеркалу ВАНЮ после душа. — Дай я тебя поглажу! Какие мягкие волосы! Как у девочки. Алиса! (младшей дочери) Погладь! Если я тебя полюблю, я одену тебя, твою жену, твою любовницу…
За спиной МАТИЛЬДЫ маячит красивый, дорого одетый молодой человек, подобно прикроватному мопсу он бдительно охраняет свою территорию. Все «понюхал» аккуратно. Взъерошенный и слишком «простой» ВАНЯ не вызывает особой тревоги АЛЬФОНСА.
— Ваня, я сделаю тебя своим директором. Мы все время будем заниматься настоящим искусством. Мы оденем этого… Ну, как его…. Эй, сучки! Кого я там люблю?
Дочери кричат с верхнего этажа:
— Пореченкова!
— Вот его оденем. Я так его люблю. Он такой мужчина — с плечами… Со всем…
ВАНЯ жадно поел и сбежал навсегда.
[…]
Эпизод 44. АВАРИЯ
ВАНЯ едет на велосипеде сквозь безумную метель, постоянно рискуя попасть под колеса ревущих автомобилей. На одном из поворотов — лязг, скрежет. Камера заваливается. Через мгновение в ее объективе мелькают два типа.
— Ты что наделал? Новая машина! — вне себя орет один.
— Я не видел, — пробует объясниться Ваня.
— Не интересует, не ебет, блядь! Плати!
— Он мне зуб выбил, падла! — растерянно говорит другой, беспрерывно трогая место, где был зуб.
— Тварь, он еще снимает! Всё: едешь с нами, там разберемся!
Эпизод 45. КУЗЯ и БУБА
Тесное помещение охраны оптового рынка: скособоченный стол, крошечный телевизор. Часть этого затхлого пространства зарешечена под самодельный обезьянник, в котором постоянно кто-то томится. На сей раз это ВАНЯ.
БУБА, повернувшись к КУЗЕ:
— Есть шкряба. Ты скурил в подъезде?
КУЗЯ, не услышав, сосредоточенно:
— Камера серьезная, охуенная!
Кто-то из-за его спины:
— Нету товара ни хуя!
КУЗЯ:
— Займи денег, пятого числа отдам! За пятьдесят рублей подвез — хотдог купил. — Возвращаясь к камере: — Как бы ее, суку, установить? У меня ж кредит, мне «десятку» надо!
ГЛОТ подступает к решетке:
— Узник, как себя чувствуешь?
ВАНЯ:
— Ну, я уже чуть-чуть Буддой стал.
— Дурачка не включай! С деньгами расставаться думаешь?
— Их нет у меня!
БУБА, веско:
— Или подкатываешь бабло, или получишь по самое «не балуй!»… Я жрачку привез. Будешь?
ВАНЯ:
— Скушаю селедки и хлеб натру чесноком, — ест. — У меня дома тысячи улиток, сотни тараканов, рыбы, кошка. Они два дня без еды. Они все умрут. То, что вы делаете, все равно, как если бы на них упал самолет…
БУБА, с усмешкой:
— Кошка съест рыб, тараканы сожрут улиток. И все будет правильно: выживают сильнейшие. Кризис… Ладно, хуеплет, дозревай!
БУБА уходит. Двое охранников, уставившись в телевизор, остаются.
[…]
Эпизод 48. ДОМА У ВАНИ
Задворки города. Скрипучий снег.
Причудливый дом ВАНИ.
— Я же говорил, пахана нет, — дрогнувшим от волнения голосом говорит ВАНЯ.
Парни ржут — над кроватью Ваниного отца плакат: «Наука сна».
Одичалая кошка кидается наверх по крутым и узким деревянным ступеням.
— Они ведь тоже… живут же, — говорит ВАНЯ, бросая улиткам в аквариум разрезанный пополам свежий огурец. — За полчаса схавают.
Парни оглядывают Ванин невероятный скворешник, нищенский и роскошный одновременно. Каждый клочок небольшого пространства — под самой крышей старого дома — художнически обжит: от необычного потолка, с которого свисает гамак (как будто тут Африка или Латинская Америка!), до крошечного окна и входной двери.
Заметив, что КУЗЯ пристально изучает какой-то рисунок, ВАНЯ немедленно срезает его со стены и протягивает гостю.
— Отступное? — проясняет БУБА, с трудом отрывая взгляд от тараканопровода — запаянной стеклянной трубки с неостановимым, завораживающим бегом диковинных, нездешних насекомых.
— Кубинские, — подсказывает ВАНЯ.
— Сколько я ебал себе мозг, как это грамотно устроить! — восклицает БУБА. — Наладим наконец настоящий бизнес.
Будешь нам шарики разукрашивать…
КУЗЯ:
— Зачем шарики? Надо сразу рисовать деньги!
ВАНЯ расширяет глаза:
— Ну, можно экспериментнуть! Интересно, как опыт…
КУЗЯ:
— А камера твоя пока будет у нас, вообще-то…
[…]
Эпизод 57. ТРАВА
КУЗЯ и БУБА с братвой едут на пустырь к картонным домам. Отдают камеру цыгану в обмен на газетный сверток.
Эпизод 58. ЦЫГАНСКАЯ СВАДЬБА
ЦЫГАН снимает свадьбу. Шумную, нелепую, грязную… Все время дышит в объектив.
Эпизод 59. БУБА ЗАБРАЛ КАМЕРУ
Братва, недовольная слабой травой, забирает камеру прямо со свадьбы из рук цыгана-оператора.
[…]
Эпизод 61. ВАНЯ И №5
ВАНЯ и девушка №5. Она пришла брать интервью для модного местного журнальчика. Она слушает его. Она бесится от его самовлюбленности. Она говорит:
— Я люблю бить мужчин и смотреть, что получается!
Она бьет ВАНЮ, называет его сосунком и плесенью. Она плачет.
Потом утром, уже счастливая, она моет Ване холодильник. Он показывает ей своих домашних улиток. Свои сто миллионов картинок про стрекоз. Потом показывает восприниматор — картонную коробку с прорезями для глаз. Прорези заклеены мутными кристаллами, свилевыми цветными стеклами. ВАНЯ читает №5 стихи.
Для функционирования сайта мы используем файлы cookie и данные о вашем IP-адресе. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, вам придется покинуть сайт. Если вы не против, нажмите «Хорошо».