18+
1

«Царская охота»: версии и жертвы

Как и везде, на Руси охота предупреждает собою историю. История отмечает существование охоты как факта обычного и широко распространенного.

— Брокгауз и Ефрон

Бониперти снова и снова приносит Елизавете Владимирской (она же — девица Франк, она же — Шель, она же — госпожа Тремуйль, она же — княжна Тараканова, самозванка) письмо с приглашением на бал в дом Ломбарди, куда зовут только самых знатных или самых прославленных особ.

Сургучная печать… Как вскрывали письма тогда? «Неожиданно» возникший консультант, неожиданно не старичок, «помнящий» шелест подолов по дворцовым паркетам, объясняет: все зависит от характера письма, от степени нетерпения адресата, от качества отношений госпожи и ее секретаря…

«Надо выкупить мои бриллианты», — реплика Елизаветы. «Это невозможно, мадонна…» — «Ну, придумай же что-нибудь…»

Режиссер Виталий Мельников — актерам Анне Самохиной и Рамазу Иоселиани: «Это бытовая как бы сцена, потом только все развяжется…» (да, на том балу произойдет роковая встреча самозванки с Алексеем Орловым, но сама «царская охота» начнется раньше, раньше…)

На какие деньги Бониперти выкупит бриллианты княжны, вот уже несколько лет скитающейся по Европе и живущей на средства любовников? На какие деньги снимает (тоже, кстати, не без выездов в Европу) сию историческую двухсерийную картину Мельников, живущий во времена хозрасчета?.. Впрочем, о деньгах — чуть позже. Сначала все-таки — о самом фильме. Пожалуйста, Виталий Вячеславович:

— Когда-то, во времена съемок «Женитьбы», я сказал Светлане Крючковой: ты сыграешь у меня Екатерину Великую. И вот — сыграла… Однако начнем с того, что время вот это — екатерининское — поразительно соединяющее в себе просвещенность, цинизм, безумную роскошь, попытки наконец-то создать (смеется) правовое российское государство, прихотливо совмещающееся с тиранией, породившее ярчайших личностей, — не может не привлечь внимания.

— А почему — княжна Тараканова?

— Ее история поразительна: это самой жизнью созданная классическая трагедия. В ней — концентрация всех проклятых вопросов, которые и сегодня нас волнуют и будут волновать всегда. Личность и общество. Интересы личности и государства. Что такое вообще государство и стоит ли о нем всерьез говорить, если личность важнее. Сама по себе Тараканова — только катализатор для действия других сил. Главное в этой всей истории — отношения между Екатериной и Алексеем Орловым, который, собственно, и возвел ее на престол и которому императрица поручала уничтожить еще одну соперницу…

…а я бегала с ружьем на плече по лесам и долам; иногда я давала нести свое ружье пажу, который меня сопровождал…

— Записки императрицы Екатерины Второй

…И вот Орлов столкнулся с этой соперницей, ни в чем в общем неповинной игрушкой в чужих руках, увидел в ней никакого не политика, а — человека, женщину, и тем не менее переступил через это во имя неких государственных надобностей. И — сломался сам, ибо ломаются даже самые сильные люди, когда в столкновении естественного, человеческого, с искусственным, созданным якобы для всеобщего благоустройства, выбирают второе…

— Значит, Орлов — фигура трагическая?

— Получается так.

— А сама история этой царской охоты?

— По-видимому, романтическая. Хотя бы потому, что в основе ее — почти легенда. Фактов очень мало, много домыслов. Это — версия, одна из версий…

…Орлов получил от имп. Екатерины II повеление «схватить бродяжку, что он и исполнил, притворившись ее сторонником и предложив ей свою руку. Арестованная, по его приказанию, адмиралом Грейгом в Ливорно, она в мае 1775 г. была доставлена в Петропавловскую крепость, подвергнута продолжительному допросу фельдмаршалом князем Голицыным, во время которого давала различные показания, и умерла от чахотки 4 декабря 1775 г., скрыв тайну своего рождения даже от священника. Обрядов при ее погребении не было совершено никаких. Предание о гибели Т. во время наводнения в С.-Петербурге в 1777 г., послужившее сюжетом для наделавшей (в 1865г.) много шуму картины Флавицкого, не подтверждается исследованиями. Жизнь ее не раз служила темой для романистов…

— Брокгауз и Ефрон

— Но в основе сценария — еще и пьеса…

— Нам с Леонидом Зориным пришлось немало потрудиться… Пьеса несет отпечаток своего времени, там многое построено на сюжете и на репризах с подтекстом, типичных для театра застойного периода, когда многое нельзя было сказать прямо. Все это сегодня уже ушло. Остаются только отношения между людьми. Об этом и хочется сделать фильм — найти человеческое в мире шпаг и париков. Правда, прежде это тоже делали… Но вообще традиция исторических постановок в нашем кино во многом утеряна.

— Не будем углубляться в причины — думаю, они всем ясны. Чувствуете ли вы себя героем, взявшись за подобное дело?

— Я чувствую себя жертвой, и достаточно давно…

Фотография Е. Карусаар

С падением феодального строя, в конце XVIII стол., О. была признана свободным занятием… царская летняя и зимняя потеха на зверя состояла в ведомстве Конюшенного приказа… Летняя потеха — соколиная — ведалась приказом тайных дел…

— Брокгауз и Ефрон

…Когда четыре года назад я задумывал фильм, то мыслил его не иначе как копродукцию. Я не представлял себе, что наше государство вынуждено будет выложить такое количество денег. Поскольку часть действия происходит в Италии и картина может быть итальянцам тоже интересна, я думал, что мы располовиним расходы. Нашлась фирма, согласная осуществлять этот проект. Но наш замечательный «Совинфильм» так повел дело (а попросту — обманул фирму), что все рухнуло. Впрочем, это отдельная история… Сейчас нам помогает известный продюсер Сильвия д’Амико, благодаря которой восемь съемочных дней мы проведем все же в Италии. Но частично за Италию будем выдавать Крым и Чехословакию…

— Теперь, пожалуйста, о деньгах. Думаю, читателям — будущим зрителям, кроме версии о судьбе княжны Таракановой, будут интересны и ленфильмовские версии о сумасшедшей стоимости вашей картины.

— Она стоит миллион восемьсот тысяч. За такие деньги я бы сделал три или четыре фильма — всю жизнь снимал картины не дороже пятисот тысяч…

— И на студии ходят разные слухи…

— Да, я сам вам их перечислю. Первый: Мельников, пользуясь своим служебным положением худрука объединения, отхватил у объединения и студии бешеные деньги и теперь роскошествует. Поэтому ни один другой режиссер не может начать работать. Второй: Мельников заказами по своей картине заполонил все студийные службы и цеха, исчерпал все мощности. Спешу огорчить разносчиков этих слухов. Прежде всего — деньги на картину выделило Госкино, фильм имеет статус госзаказа. Так что никого я не ограбил и никому не помешал. Что касается костюмов, реквизита, париков, грима… действительно, студийным службам пришлось это делать, от чего они отвыкли: мы давно уже воспринимаем фильмы с тремя актерами в ватниках на фоне трех берез как зрелищные. Но значительный объем работ взяла на себя студия «Баррандов», на которой любят и умеют ставить костюмно-шпажно-каретные картины. А Ялтинская студия построила нам флот.

Указом 6 мая 1771 г. все чины оберегермейстерского ведомства, вместе со всеми дворцовыми служителями, были освобождены от телесных наказаний. Чины охоты, выходя в отставку «за дряхлостию лет» или за полною «инвалидностью», награждались пенсионом в размере жалованья, или же им поручали более легкое дело, с сохранением прежних окладов.

— Брокгауз и Ефрон

— Почему же государство рискнуло выделить вам такую сумму — в надежде, что фильм сделает большие сборы?

— Ну, у государства нашего разные бывают соображения, не только меркантильные. В данном случае первым было то, что ни одной студии самостоятельно подобную постановку не осилить… Но мы стараемся, конечно, сделать этот фильм интересным не только нам с вами, но и зрителям…

— Публику в первую очередь привлекают актеры…

— О Светлане Крючковой в роли императрицы я уже сказал. Алексея Орлова играет Николай Еременко. Анну Самохину — самозванку — вы видели на площадке. Четвертая большая роль — поэт-приживала при Орлове — у Михаила Кононова. Надо сказать и о людях, с которыми я работаю. Художник Белла Маневич и оператор Юрий Векслер — если бы не они, мои стародавние товарищи, я вряд ли бы предпринял эту затею. Замечательно работает художник по костюмам Лариса Конникова, просто самоотверженно…

…В спальне Елизаветы, на столике, — лист бумаги, из которого ясно, что куртаг с музыкой, маскарад и еще куртаг — в среду, пятницу и воскресенье. Членам группы раздают билеты на самолет в Италию — такие горизонтальные голубенькие книжечки. Директор картины Вениамин Кутиков подписывает счета на мясо жареное, дыни, помидоры, брынзу… Если нажать на клавишу белого клавесина, звука не будет. Но колокольчик «восемнадцатого века» звенит.

В начале XIX стол. Императорская охота из Петербурга была переведена в Петергоф, в 1858 г. — из Петергофа в Гатчину, где находится и поныне.

— Брокгауз и Ефрон

Мертвец Каро
Докер Каро
3D
Lendoc
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»