История

 

Как вы уже, наверно, догадались, «Сеанс» — это толстый черно-белый, богато иллюстрированный журнал-альманах. Выходит он не часто. Сама редакция определяет его как журнал о кино и о времени. Здесь печатаются киноведы и кинематографисты, высказывают свое мнение деятели культуры и искусства, дают советы незаурядные кинокритики, и подчас публикуются уникальные архивные материалы.

Наша аудитория — профессионалы кинематографа, а также любители кино, творческая молодежь, гуманитарии широкого профиля.

История журнала начинает свой отсчет в 1989 году, именно тогда он был задуман и создан по инициативе молодых ленинградских кинокритиков и при поддержке тогдашнего директора киностудии «Ленфильм» Александра Голутвы. Именно на «Ленфильме» «Сеанс» обретается до сих пор. Здесь наш дом и стены, которые нам помогают. Так что, если задумаете нам писать, на конверте можно указать: «Россия. Петербург. Ленфильм». Дойдет.

Первый номер «Сеанса» вышел в мае 1990 года. Журнал был задуман как профессиональное издание о кино, но уже с первого номера редакция не мыслила кинематографических штудий вне контекста, вне пространства и времени, в которых кино и журнал создаются.

Немыслим «Сеанс» и вне строгой черно-белой формы, которая пережила и журнальный глянцевый бум девяностых, новые веяния нулевых, и, как мы надеемся, переживет крах бумажных изданий в ближайшем будущем.

В 1990-м, наследуя традициям русской «формальной школы» и знаменитого французского издания Cahiers du Cinéma, объединившего будущих режиссеров «новой волны», «Сеанс» стал журналом критиков и режиссеров первого свободного поколения.

Постоянными его авторами стали: Михаил Брашинский, Сергей Добротворский, Карина Добротворская, Аркадий Ипполитов, Олег Ковалов, Татьяна Москвина, Константин Мурзенко, Сергей Николаевич, Андрей Плахов, Авдотья Смирнова, Алексей Тарханов, Михаил Трофименков, Илья Ценциппер, Дмитрий Савельев, Инна Васильева. Многие из них ныне занимают ключевые позиции в отечественных медиа или ушли покорять вершины киноиндустрии, но дебютировали они в «Сеансе».

Первый «Сеанс» вышел тиражом 50 000 экземпляров, но уже через год, после крушения всей системы обеспечения, вынужден был отправиться в «свободное плавание». Журналу удалось выжить в эпоху первоначального накопления капитала в первую очередь благодаря поддержке Александра Голутвы и киностудии «Ленфильм», Госкино России и Армена Медведева. Но также и потому, что он всегда был не только и не столько критическим органом печати, сколько клубом, художественным объединением.

С 1994 года «Сеанс» начнет издательскую, а с 1997 года — научно-исследовательскую деятельность. Издание журнала на время будет приостановлено. За шесть лет работы (с 1998 по 2004 год) редакция создаст «Энциклопедию отечественного кино. Кино и контекст» в семи томах, общим объемом более 4000 полос. В проекте примут участие более 300 специалистов.

Закончив работу над энциклопедией, «Сеанс» выйдет из научного подполья в тот момент, когда место эпохи «малокартинья» 1990-х заступит вновь оживающая киноиндустрия.

В нулевые после многолетнего кризиса в кино пришло поколение молодых режиссеров, а у журнала появились новые герои и новые авторы (Петр Багров, Алексей Гусев, Елена Грачева, Василий Степанов, Константин Шавловский). Более того, сам «Сеанс» стал киностудией, одним из самых ярких проектов которой стал фильм Любови Аркус «Антон тут рядом».

На новом витке своей жизни «Сеанс» привлекал к сотрудничеству не только профессиональных киноведов и кинокритиков, но также философов, искусствоведов, литературоведов и писателей, пытаясь расширить и углубить сферу компетентного высказывания на страницах журнала, обогатить его содержание культур-философскими смыслами дружественных искусств и наук.

Статьи для «Сеанса» писали Михаил Ямпольский, Виктор Топоров, Александр Секацкий, Михаил Ратгауз, Наталья Трауберг, Елена Андреева, Елена Фанайлова, Самуил Лурье, Дмитрий Быков и многие другие. В этот период «Сеанс» окончательно обретает визуально-смысловое единство, а каждый номер оформляется как тематическое целое: «Время проекта», «Ностальгия по девяностым», «Нулевые как триумф скорости», «Бум документального кино как симптом» и так далее.

Сегодня бумажный «Сеанс» по-прежнему выходит нечасто — два-три раза в год, причем номера становятся все толще. Но у нас все больше авторов, а ежедневный сайт позволяет нам в оперативном режиме реагировать на то, что происходит сегодня в кино.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: