хроника

Как капитализм убил «Кинопоиск»


Я понимаю, что мои пользовательские стратегии мало интересует компанию «Яндекс», которая в 2013 году приобрела этот очень популярный (15? 25? 33 млн человек в месяц) и очень трудно монетизируемый ресурс (поговаривали, что ничтожный процент посетителей сайта в принципе ходит в кино).

Я начала постоянно, ежедневно и ежечасно, пользоваться базой «Кинопоиска» несколько лет назад, после того, как его прообраз — сайт IMDb — предпринял нелепую попытку русификации: в фильмографиях стали возникать сплошь локализованные названия, а оригинальные надо было еще поискать.

Довольно быстро стало понятно, что как база «Кинопоиск» значительно превосходит американского первопроходца. Сайт стал эталоном, с которым сверялись все участники индустрии, от журналистов до продюсеров. Во-первых, здесь была информация о ближайших релизах в России — максимально точная и постоянно уточнявшаяся; ею, я думаю, пользовались все без исключения российские редакции — от газеты «Метро» до глянца. Через пять минут после того, как в программе какого-нибудь фестиваля всплывал неизвестный дебютант, его полный профайл уже висел на сайте. Во-вторых, о каждом фильме было известно: каков его бюджет; каковы его сборы; какие награды он получил; кто его прокатывает в России; сколько было зрителей; присутствовала удобно скомпонованная подборка профессиональных рецензий из разных русских СМИ (спасибо тому, кто ее делал, она очень помогала в подготовке к выпуску «Сеанс. Guide»). Важным рабочим инструментом был рейтинг ожиданий: нажав одну ссылку, можно было узнать, о чем мечтает и о чем не хочет слышать широкая (и, видимо, очень юная) аудитория. Были фильмографии — списком, с оригинальным и переводным названием в две строки, без всяких иллюстраций, но это было, черт возьми, очень удобно. Были редакционные блоги, под постами в которых бурлили страсти и в которых иногда затрагивались темы, обойденные вниманием других изданий. Я не знаю, как функционировало это сообщество читателей, я никогда не была его частью, но полагаю, что оно как-то функционировало и было живым. Была агрегация твитов звезд, всевозможные графики, очевидно, ненужные большинству посетителей, но у профессионала от них захватывало дух — столько полезного в одном месте, бесплатно, неужели это правда?

Это больше не правда. Всего этого теперь нет, или оно недоступно в прежнем виде (до конца исследовать функционал нового сайта пока не позволяет постоянно возникающая «ошибка 404», но подобное неизбежно при перезапусках). Что появилось? Отдельный раздел «Факты», сообщающий, например, что Висконти был гомосексуалистом и выходцем из герцогского рода, а Феллини в детстве любил устраивать представления и родился в семье коммивояжера. Появились псеводокураторские подборки («Фильмы о знакомстве в транспорте», «12 любимых фильмов Марка Дакаскоса») и возможность сделать выборку по тэгам типа «Италия» или «Мэтт Деймон» (а до тэгов-то как было найти фильмы про Италию?). Блоги и новости пока остались, но они убраны в самый низ страницы, поближе к объявлениям Яндекс.Директа, и сейчас также открываются страницей 404 — такое ощущение, что их сохранили, чтобы сразу не увольнять редакцию.

И главное — появилась возможность смотреть некоторые фильмы в дружественных онлайн-кинотеатрах типа ivi.ru. Так и вижу планерку в «Яндексе», на которой маркетолог (или кто там у них) описывает идеального посетителя из поколения визуалов, которому к каждому фильму подавай иконку на пятую часть экрана, «интересные» факты, списанные с соседнего сайта, и который, удовлетворившись всем этим, в количестве 33 млн человек сразу перейдет к просмотру кинокартины на ivi. Этот гомункулус из Power Point стал единственным возможным пользователем нового «Кинопоиска».

Мне не раз и не два приходилось видеть, как бизнесмены приходили в медиа и думали, что они оперируют удачными доменами или количеством пользователей, которыми надо распорядиться эффективно, применив какие-то там стратегии. Но самая смешная штука про медиа заключается в том, что у каждого из них (если оно хоть сколько-нибудь состоялось) есть, извините, душа. Все эти годы «Кинопоиск» на фоне синефильствующих конкурентов казался безликим огромным монстром, но сегодня, как в фильме про Годзиллу, оказывается, что он все это время был живым и чувствующим, а теперь он умер.

Ну что ж, удачной монетизации.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: