Wild, Wild Country: Дикий край, чужая вера
Wild, Wild Country. Реж. Чепмен Вэй, Маклейн Вэй. 2018
Где-то в начале 1980-х в небольшом орегонском городке со смешным и немного игрушечным названием Антилопа настали странные времена. У населенного пункта с населением в 43 человека появились шумные соседи — близкие к городу холмы и поля (больше 250 квадратных километров земли) выкупил культ Саньясиннов, ведомых Бхагваном Раджнишем, более известным миру как Ошо. Последователи культа стали строить свой идеальный город с нуля, спланировав все от и до (одна из героинь фильма говорит, что на старте все напоминало «прекрасный фильм Феллини») — но не нашли понимания у жителей Антилопы, почуявших неладное: в памяти еще была свежа история секты Джима Джонса, которая закончилась самоубийством 918 человек. Жители схватились за оружие и приготовились к противостоянию, исход которого был неясен до самого конца.
Wild Wild Country построен как детектив — собеседники режиссеров уже знают, что произошло в начале 1980-х, но не спешат раскрыть нам всю правду. Словно герой Макконахи из True Detective, они то ссылаются на обстоятельства, о которых мы еще не слышали, то сдабривают рассказ намеками, разжигая наше любопытство.
Довольно скоро становится понятно: хоть в центре внимания и лежит битва богом забытого орегонского городка со странным религиозным культом, история не будет такой уж банальной: да, вроде бы очередная секта, построенная на миксе из нью-эйджа, йоги и пропаганды свободного секса; да, лидер одержим страстью к «роллс-ройсам» и склонен к театральным жестам; да, местные жители типичные ретрограды. Все это мы уже где-то видели не раз. Но, как только режиссеры дают слово героям, сюжет проступает всё рельефнее, всё живее.
Wild, Wild Country. Реж. Чепмен Вэй, Маклейн Вэй. 2018
Сбежавший из Индии культ Бхагвана Раджниша отправился в США как на Землю обетованную — в место, где возможно все. Сам лидер держится тени: загадочная фигура, про него так до конца и непонятно, всерьез ли он изрекает, усевшись в кресле, свои пустые банальности, или им просто движет алчность. За него в авангарде наступления — Ма Ананд Шила, фанатичная сторонница, готовая на все, причем буквально — от убийств до вооруженного восстания. Им противостоят простые люди, объединившиеся перед лицом угрозы и тоже готовые пойти на все.
И хотя финал оказывается не таким трагичным, как можно было бы предположить, «все, как говорит один из героев фильма, выходят из этой истории изменившимися, не такими, какими были». Почему? Наверное, потому что по итогам все участники оказались там, где они и не предполагали оказаться. И совершили то, что раньше казалось совершенно невозможными.
Вот девушка из Австралии с мужем и двумя детьми решает, что ее путь — в следовании заветам Ошо. Она бросает дом и вместе с семьей, словно одурманенная, устремляется сначала в Индию, а затем в Штаты — чтобы жить и радоваться жизни. Дурман рассеивается, когда она соглашается ради Ошо убить человека, который ей ничего не сделал и не виноват ни в чем, кроме того, что стоит на пути у фанатичной Ма Ананд Шилы. Это потрясает героиню так сильно, что она бежит — не столько от преследователей, сколько от себя.
Вот успешный адвокат, который устал от корпоративных ценностей и ищет чего-то нового — он покидает Калифорнию и проводит почти 10 лет бок о бок с Ошо, представляя его интересы в суде и радуясь жизни. Для него это так важно, что он не может сдержать слез, рассказывая об этом на камеру. Вот полицейские и агенты ФБР, не ожидавшие особой прыти от какого-то небольшого индийского культа — и вынужденные готовиться едва ли не к войне в штате Орегон. Да и сами местные жители не так уж просты: тихий местный шериф вполне шерифского вида — сошел бы для «Твин Пикса» — оказывается сыном основателя компании Nike: орегонский городок на сорок жителей не хуже многотысячной секты показывает, как сложно устроен мир, как много в нем необычных совпадений.
Противоречива и бывшая правая рука Ошо Ма Ананд Шила: она фанатично верила Ошо, но в итоге была вынуждена бросить и предать его, провести годы в тюрьме, а затем в скитаниях, прячась от возможной мести других последователей культа.
Wild, Wild Country. Реж. Чепмен Вэй, Маклейн Вэй. 2018
Мы видим, как новая религия, провозгласившая своими идеалами мир, любовь, радость и счастье, с легкостью превращается в тоталитарную секту, вооруженную до зубов, с системой внутренних наказаний. Здесь травят противников и планируют теракты. Мы видим, как маленький городок, населенный в основном вышедшими мечтавшими о тишине пенсионерами, вдруг оказывается в эпицентре событий мирового масштаба. Несмотря на все неприятности (в какой-то момент последователи культа Ошо буквально захватывают весь город в заложники, избрав в руководство города своих людей и переименовав его из Антилопы в Раджнешпурам), горожане выходят из передряг с поднятой головой, ими движет не только ненависть.
Под конец сериал выходит на уровень какой-то метафорических абстракций —повествование напоминает притчу: о религии, праведной жизни и о широком «что такое хорошо и что такое плохо». В этой притче нет морали: Wild Wild Country рассказывает о том, как тонка грань между любовью и ненавистью — мирный, как одни и те же идеи драпируют самые разные поступки. Кто виноват в случившемся: те, кто оказался неспособен принять людей, живущих радикально иначе, или в подобных культах всегда таится зло? Что такое религиозная свобода и где ее границы? Почему в стране, созданной иммигрантами, с такой опаской относятся к приезжим?
Ответов нет, сохранена эмоция — все та же слеза, много лет спустя сопутствующая рассказу участника событий. К финалу сильные чувства — ненависть, любовь, ярость, безразличие, триумф и жалость — сплетаются столь тесно, что, одолев его, можно выдохнуть и сказать: да, действительно, дикий край под знойными лучами.
Читайте также
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Альтернативная традиция — «Звуковой ландшафт»
-
«Когда возник Петербург, всё сложилось» — Дарья Грацевич и Карен Оганесян о «Черном облаке»
-
Страх съедает Сашу — Разговор с Александром Яценко
-
«Ковбой из Копенгагена» Николаса Виндинга Рефна — Wanna Fight?
-
Все (не) напрасно — «Королевство: Исход» Ларса фон Триера