Все европейцы будут наказаны
Возмутитель спокойствия. Реж. Алекс ван Вармердам, 2013
«Боргман» звучит почти как Бергман.
Ничего общего, но мне кто-то сказал, что у Ибсена была пьеса «Йун Габриэль Боркман». Бергман боялся смерти и был заворожен злом — вот и все сходство.
И почему вы решили сделать фильм о зле?
Сначала мне хотелось снять ужастик, с кровищей и ножами. Потом я наткнулся в youtube на хоррор «Поворот не туда-2». Два! Девушка в красивом спорткаре углубляется в леса и на развилке принимает неправильное решение. Потом она видит на дороге некое тело, останавливается, а тело слегка подрагивает, и тут из леса вылезает мутант с топором и разрубает девушку вдоль, на две части. Очень изобретательный план: камера показывает ее ноги, и вдруг между ними появляется топор в брызгах крови. Весь остальной фильм — нереальная тоска. Это был лучший эпизод.
Есть ужастики, которые вам по-настоящему нравятся?
«Чужой». Не совсем ужастик, конечно.
Возмутитель спокойствия. Реж. Алекс ван Вармердам, 2013
Возвращаясь к предыдущему вопросу. В пресс-релизе написано, что «Возмутитель спокойствия» — это «фильм о зле, принимающем повседневную форму».
Там так написано? Я этого не писал. Мне кажется, я снял реалистическое кино. Я не работаю с жанрами, возможно поэтому на фильм не так просто повесить ярлык. Но мы видим обычный дом, и нормальных людей…
Но каждый, кто смотрит фильм, задается вопросом — а что это за твари, которые выходят из леса и оккупируют этот дом…
Да. Потому что мне хотелось, чтобы кино оставляло пространство для домыслов, предположений. Я уже в сценарии закладывал неопределенность, а при монтаже и вовсе напустил туману. Удалил всю дополнительную информацию, все намеки на объяснение.
То есть, в сценарии был ответ?
Нет. Ответы — это скучно. Кто-то мне сказал, что эти твари — божества, которые спасают детей от их родителей. Что ж, и это возможно. А убитый садовник — всего лишь сопутствующий ущерб.
Возмутитель спокойствия. Реж. Алекс ван Вармердам, 2013
У детей на спине остаются разрезы. У них что-то забрали или в них что-то вложили?
Неизвестно.
И куда детей в итоге забирают?
Если выбирать между адом и раем, я бы сказал «в рай». Но вы меня не слушайте — я для своего фильма совершенно посторонний человек. Я его сам с публикой всего пару раз смотрел. Мне кажется, любой фильм вызревает в течении пяти лет, подкармливаясь реакцией зрителей. Он будет готов только потом.
Бывает у зрителей реакция, которой вы совсем не ожидали?
Люди смеются в неожиданных местах. Например, Марина, хозяйка дома, запрещает няне приводить к себе жениха и говорит: «Сначала надо познакомиться. Я не позволю, чтобы под моей крышей ночевал неизвестно кто». Понятное дело, что все хохочут — сама-то она впустила к себе Боргмана. Но во время написания сценария я такой реакции не закладывал.
Почему Боргман сидит у своей жертвы на груди? Он инкуб?
Знаете, у меня есть повторяющийся кошмар: моя жена с другим мужчиной. Сон настолько реалистичный, что я вскакиваю в полусне, бужу ее и ору: «Кто он? Кто этот мужик?». Поэтому я подумал, что Боргман может по ночам внушать главной героине мысль, что ее муж — чудовище. А потом я увидел картинку с изображением инкуба — там была женщина, которая забеременела не от мужа, ну и сказала, что это инкуб ее во сне оплодотворил. Так появился Боргман — сидящий на груди у спящей женщины и внушающей ей тревожные мысли о собственном муже.
Возмутитель спокойствия. Реж. Алекс ван Вармердам, 2013
Боргман — мужчина?
Я думаю, что у них нет гениталий. Там был момент на монтаже, когда в кадр попал член Яна (Бейвута, исполнителя главной роли — прим. ред.), но я его вырезал.
Да, но у одного из подручных Боргмана роман с няней хозяйских детей.
Это вам кажется, что роман. Они только вызывают у своих жертв желание — Боргман у хозяйки, его помощник — у няни.
Почему в фильме так мало второстепенных персонажей? Ваша нормальная семья ни с кем не общается. Они живут в вакууме.
Я вообще всегда стараюсь этого избегать — прохожих, звонящих в дверь. Ненавижу массовку. Чем меньше людей, тем лучше.
У вас есть еще какие-то ограничения?
Каждый фильм — намеренные ограничения. Когда первый сценарий писал, решил, что у меня не будет ни сигарет, ни телефонов. Сейчас работаю на фильмом про наемного убийцу, условие у меня такое — чтобы в фильме никого не убили.
Возмутитель спокойствия. Реж. Алекс ван Вармердам, 2013
Боргман манипулирует «нормальными людьми», вызывая у них чувство вины — они такие богатые, а он такой бедный. Это критика сегодняшнего европейского гуманизма?
Нет конечно, я ничего не собирался критиковать. Это какие-то смыслы, которые возникают при просмотре сами по себе, помимо воли автора. Там действительно есть сцена, когда Марина, плачет в гараже и говорит: «Нам повезло в жизни, и мы должны быть наказаны». Это концепция, которая очень близка западному человеку. Такие вещи входят в сценарий естественным путем. Но это точно не публицистика.
Вы видели «Теорему» Пазолини? Что-то есть общее.
Нет. Я пытался, но чуть не умер со скуки и выключил через пять минут.
«Мастер и Маргарита»?
Нет. Но я знаю, что это про дьявола.
«Забавные игры» Ханеке?
Нет, не смотрел. Я посылал сценарий на рецензирование, мне что-то сказали про Ханеке, но я тогда не понял. Потом мне объяснили. Первоначально фильм должен заканчиваться сценой, в которой Боргман (уже с бородой) звонит в дверь следующего дома — кто-то на монтаже опять сказал про «Забавные игры», и я изменил финал — но и вне зависимости от этого сравнения так было лучше для фильма. Вообще, лучше ничего чужого не смотреть. Чтобы не впасть в имитацию, режиссер должен быть невинным.
Читайте также
-
Алексей Родионов: «Надо работать с неявленным и невидимым»
-
Самурай в Петербурге — Роза Орынбасарова о «Жертве для императора»
-
«Если подумаешь об увиденном, то тут же забудешь» — Разговор с Геннадием Карюком
-
Денис Прытков: «Однажды рамок станет меньше»
-
Передать безвременье — Николай Ларионов о «Вечной зиме»
-
«Травма руководит, пока она невидима» — Александра Крецан о «Привет, пап!»