Сжатые кулаки Уве Болла
Уве Болла часто называют самым плохим из ныне живущих кинорежиссёров. Его фильмы, действительно, нельзя любить — ими можно разве что интересоваться, да и то не вполне понятно с какой целью. До 2005 года Болл занимался своего рода «кооперативным кино» — пользуясь поблажками немецкого законодательства, избавлял от налогов деньги спонсоров. Окупаемость была не так уж важна — государство гарантировало инвестору возврат половины вложенных средств. Снятые таким образом Боллом экранизации компьютерных игр в прокате, как правило, проваливались (хотя House of the Dead был относительно успешен, особенно на рынке DVD). Но и после изменения налогового законодательства Болл остался трогательно верен своему методу — картины , снятые по лицензии игровых издательств,
Впервые Уве заговорил своим голосом в Postal — крайне вольная экранизация одноимённого шутера превратилась у него в эксцентричную трагикомедию маленького человека. Смотреть её, разумеется, тяжело до тошноты (примерно такого же градуса скучного безумия удалось достичь Ричарду Келли в «Сказках Юга»), однако немногие дожившие до финала зрители отметили крайне неполиткорректное обращение Болла с темой терроризма. В следующий раз гражданин Болл подал голос в «Дарфуре» (2009), мелконарезанной инсценировке геноцида в Судане, несущей явные признаки эксплуатейшена: даже модная
Кадр из фильма Уве Болла Дом мёртвых (2003)
Болл с самого начала предупреждает зрителя: «Холокост был безличной машиной уничтожения, вроде наших мясокомбинатов, поэтому в моём фильме не будет героев вроде тех, что вы видели в у Спилберга и Поланского». Героев в «Освециме» действительно нет: все персонажи лишены истории, бэкграунда, лица и даже характеров. Это понятно — характеры, интересы и биографии остались за условными воротами Освенцима (в фильме концлагерь не имеет даже КПП, все декорации максимально халтурны и условны). Сюжета тоже нет: смонтированные в ритме конвейера эпизоды показывают повторяющиеся стадии производственного процесса: выгрузка заключённых, их сортировка, отправка в камеры, засыпка
Смотреть это невыносимо скучно, но тут скука кажется единственно возможной интонацией: на фоне «Освенцима» особенно ощутмима вся непристойность голливудских фильмов о концлагерях, с их
Уве Болл перед боксёрским поединком с интернет-кинокритиками (2006)
Непосредственное переживание эстетики, личный вкус традиционно игнорируется в критической оценке произведений контемпорари арта (ещё Малевич намеревался избавить художников от искренности). Там важно другое — ощущение новизны, причём не банальной бытовой новизны, а той истинной, радикальной, нераспознаваемой новизны, о которой писал Кьркегор, приводя в пример Христа (до воскрешения современники не могли опознать в нём Сына Божьего). Точно так же ужасное искусство Болла не распознается зрителями как искусство, хотя при желании к его убогому медиуму можно легко прикрутить вполне убедительный месседж: например, не кажется ли вам радикальным жестом сама идея экранизация компьютерной игры, регрессия более совершенного медиа в чёрт знает что? Игра, обладая всеми достоинствами голливудского фильма, лишена его тоталитарности. Она не подавляет поток мыслей, не обездвиживает зрителя, но, напротив, делает его активным участником, заставляя двигать не только лежащими на гашетке пальцами, но и в некоторых случаях и всем телом. Фильмы Болла, апеллируя к этой совершенной форме, оказываются её полной противоположностью, и, более того, они издеваются над медиатеорией, утверждающей, что каждое новое визуальное медиа оказывается ухудшенной формой предыдущего (раннее кино — цирковой извод театра, ранний видеарт — зернистый эрзац кинофильма). Экшен, вгоняющий в зевоту — что может быть абсурднее? Зрелище, полностью снятое по принципу аппроприации — что может быть более похоже на совриск? Копия и оригинал в творчестве Болла вообще плохо различимы. Например, по мотивам его оригинального, но традиционно посредственного «вьетнамского» фильма «Тоннельные крысы» была сделана игра конгениально ужасная.
Даже неутолимая страсть Болла к выяснению отношений «в реале» — разве она не является обычным для современного художника стремлением к жизни (стремлением, которое гарантированно приведёт его в «мёртвый» музей). Бренер в трусах и боксёрских перчатках, бросающий кремлёвским стенам вызов «Ельцин, выходи!»; Осмоловский с товарщами, устаривающие
Читайте также
-
Обладать и мимикрировать — «Рипли» Стивена Зеллиана
-
Музыка, рождающая кино — Рюсукэ Хамагути и Эико Исибаси о фильме «Зло не существует»
-
Мы идем в тишине — «Падение империи» Алекса Гарленда
-
Будто в будущее — «Мейерхольд. Чужой театр» Валерия Фокина
-
Под тенью умерших в саду — «Белое пластиковое небо» Баноцки и Сабо
-
Близкие контакты — Итоги XXII «Духа огня»