Второй режиссёр первого ряда
Она была строга, сдержанна, в меру — очень в меру — иронична, жестковата. На студии её, в первую очередь, побаивались, и лишь затем уже любили. Её профессионализм был
А. Д. Тубеншляк
Трезвость оценок, казалось бы, играет отнюдь не первостепенную роль в творчестве. В данном случае эта роль была определяющей. Подбирая артистов для очередной постановки, Анна Давыдовна находила не просто удачные лица, а новые актёрские типы, часто определявшие не только успех отдельной картины, но и целое направление в отечественном кинематографе. Без преувеличений.
Понять режиссёрский замысел и, руководствуясь им, подобрать соответствующий тип — обязанность. Найти человека, который этот замысел подчинит собственной индивидуальности — это, конечно, уже искусство. Мало перечислить имена артистов, которых привела в кинематограф Тубеншляк, — а среди них Олег Стриженов, Владимир Высоцкий, Марина Неёлова. Важно, что все они с первой же роли заняли определённую нишу. Или, по крайней мере, должны были занять — тут уж многое зависело от прозорливости режиссёров. Не вина Анны Давыдовны, что Высоцкий ещё лет пять мелькал в картинах проходных и нелепых: важно, что в дебютной своей работе
Достижениями этими Анна Давыдовна редко хвасталась и охотно рассказывала о провалах: «Почему меня все спрашивают про „Золушку“? Я на „Золушке“ почти не работала. У меня было единственное задание: найти молодого человека на роль пажа.
Нечто подобное повторилось с Олегом Далем. Тубеншляк привела его на пробы «Каина XVIII», но режиссёр Надежда Кошеверова утвердила Александра Демьяненко — актёра проверенного, но уж слишком положительного. И картина не сложилась. Когда начали работать над «Старой, старой сказкой», Анна Давыдовна вновь предложила Даля и Кошеверова вновь его отвергла. Тут Анна Давыдовна встала насмерть и, взяв в союзники оператора Константина Рыжова, настояла на своём. Она, вообще, позволяла себе спорить с режиссёрами — как по вопросам организационным (что, пожалуй, входило в её обязанности), так и по творческим (что выходило далеко за их рамки). Обладавшие чутьём и кинематографическим вкусом мирились с этим, не обладавших она ставила на место и в дальнейшем старалась избегать совместной работы.
На съёмках фильма Каин XVIII (1963)
Про все — или почти про все — свои картины она вспоминала охотно. Рассказывала, как искали актёров, как их раскрывал (или не раскрывал) режиссёр, сетовала о вылетевших эпизодах, неполучившихся сценах. И тут все фильмы были для неё равны — от «Ивана Грозного» Эйзенштейна (она успела поработать и на этой картине — правда, ещё в качестве помрежа)
Другой пласт — личный. Здесь счёт шёл на единицы. Странное дело, но, как я сейчас понимаю, за столько лет, переговорив многие десятки часов, мы неизменно возвращались всё к одним и тем же названиям и именам. И довоенный «Маскарад», на котором Анна Давыдовна лишь подбирала реквизит да вызывала артистов на съёмки, был для неё столь же значимой работой, как и «Дело Румянцева», где от неё уже зависело очень многое. И картина любимая — быть может, единственная, о которой она вспоминала с восхищением: «Катерина Измайлова». Здесь сошлось всё: и музыка Шостаковича, и Галина Вишневская, и актёры, которые подбирались по принципу драматическому и при этом должны были обладать не только слухом, но и голосом соответствующего тембра («А как же? Нельзя озвучить драматического
Впрочем, лучше сказать
В том, что профессионалом она оставалась до последнего, я имел возможность убедиться неоднократно. Два случая запомнились особо. Однажды я принёс ей фотоальбом актёрской труппы довоенного «Ленфильма» — того самого 1939 года, когда она поступила на студию. Принёс не столько для атрибуции, сколько из соображений сентиментального характера. Она с удовольствием разглядывала фотографии,
Вторая история ещё более удивительна для девяностолетнего человека. По телевидению показывали «Дело Румянцева» — один из лучших и любимейших её фильмов. Так получилось, что я позвонил сразу же после, и Анна Давыдовна ещё была под впечатлением — впечатлением, впрочем, весьма специфическим. И сказала удивлённо: «Вы знаете, я не очень люблю пересматривать свои старые картины. Потому что я помню, как тщательно мы подбирали актёров, как мучались над интонацией, отрабатывали жест, выстраивали мизансцены… И как всё это сейчас не работает!». «Ну, что же Вы хотите. Прошло пятьдесят лет». «А, вот, Феллини работает!».
На съёмках фильма Последняя дорога (1986)
Она почти нигде не училась: незадолго до войны окончила курсы монтажёров при «Ленфильме». Однако школу прошла сильную — о чём редко рассказывала. В тридцатые годы, совсем юной, работала помощником режиссёра в Новом ТЮЗе, любимом театре ленинградской интеллигенции. Некоторое время училась в Театральном, но бросила. А, главное, очень многое смотрела и очень многое запоминала.
Она многое не считала нужным рассказывать. Не из осторожности и даже не из скромности. А по привычке подходить ко всему профессионально и жёстко отбрасывать всё, что непосредственно к делу не относится. Так, например, «к делу» явно не относилась советская власть. Удивительное дело, но за все годы в наших разговорах ни разу не прозвучало имя Сталина — разве что в контексте Сталинской премии. И это при том, что Анна Давыдовна много и охотно рассказывала про репрессированных, про разгром космополитов в конце сороковых. Но это был предмет для разговора, так как затрагивал её коллег, знакомых, наконец, кинематографию. А сама по себе советская власть разговора не заслуживала. И своё отношение к ней Анна Давыдовна не сообщала — рискну предположить, что она просто не удостаивала её внимания.
Памятную статью полагается заканчивать сентиментально. Но вот уж чего не было в Анне Давыдовне Тубеншляк, так это сентиментальности. Она умерла в девяносто три года, оторванная от студии, о которой спрашивала регулярно,
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко