Кто с мечом к нам
Убить Билла. Реж. Квентин Тарантино, 2003
Если в некоторых фильмах Квентина Тарантино и можно при желании отыскать безударные, если не сказать проходные моменты, то точно не в первой серии «Убить Билла». Эта картина по своей природе похожа на праздничный салют, а в салютам, если и свойственны паузы, то лишь те, когда летят на землю гильзы. Начиная с женской драки на ножах и сковородках и до финального поединка в заснеженном садике, нам ни на секунду не дают вздохнуть. Но даже среди этого нескончаемого пиршества для глаз одна сцена все же выделяется. Длиннющее сражение Невесты с бандой 88 бешеных представляет собой не только кульминацию, но и уменьшенную копию самого фильма, его манифест, спрессованный до 7 минут.
Режиссер наконец впрямую визуализирует столь часто звучавший в адрес его фильмов эпитет — «кровавая баня». Красная жидкость тут заполняет бассейны, брызжет фонтанами и томно стекает прямо по объективу камеры.
На съемках фильма Убить Билла. Реж. Квентин Тарантино, 2003
К своей четвертой режиссерской работе Тарантино приступал уже в статусе живого классика. И в этой сцене, словно желая лишний раз продемонстрировать адептам свое всемогущество, он умышленно связывает себя по рукам и ногам. Сперва отказывается от своей главной силы — диалогов. Семь долгих минут люди в кадре будут общаться друг с другом посредством монотонных «кия!». Затем выключает цвет (благодаря ч/б картину удалось втиснуть хоть в какие-то прокатные рейтинги, а увидеть сцену в оригинале было позволено только привычным ко всему японцам), а следом и свет, оставляя на экране лишь танцующие тени.
На съемках фильма Убить Билла. Реж. Квентин Тарантино, 2003
При этом диапазон аттракционов нисколько не сужается. Вид от первого лица, как в компьютерной игре? Пожалуйста! Хотите, чтобы Ума подняла пронзенного мечом противника над головой? Легко. Разрубить человека напополам? А вам вертикально или горизонтально? А впрочем, извольте и так и так! Тут можно долго спорить о хорошем вкусе и чувстве меры, но мы ведь любим Тарантино как раз за широту его режиссерской души. Опять же, к чему фейерверку полутона?
На съемках фильма Убить Билла. Реж. Квентин Тарантино, 2003
Никому еще не удавалось столь беспардонно и в тоже время изящно свалить в одну кучу японское и китайское, заставить якудза летать и получать по лбу бамбуковыми стеблями. Сейчас уже как-то позабылось, а ведь после «Убить Билла» знатоки восточного кино всерьез ополчились на американского варвара. Но сколько же личного было в той обиде! Просто людям, хорошо знакомым с фильмографией того же Гордона Лю, появляющегося в обеих сериях «Билла», было жаль свой уютный, мало кому знакомый (на Западе, разумеется) мирок. Пусть и в несколько ироничном ключе, но он вдруг стал достоянием самой широкой общественности.
На съемках фильма Убить Билла. Реж. Квентин Тарантино, 2003
Прометей-раздолбай выкрал священный огонь, чтобы прикурить, а потом забавы ради поделился окурком с теми, кого от табачного дыма лицемерно принято ограждать. В этом весь Тарантино. Берем строгие черные костюмы, раздаем всем мечи и идиотские маски, включаем солнечный рок-н-ролл и готово. Выпускайте Уму Турман! Конечно, столь фривольное обращение с чужими традициями можно назвать хамством, но это элегантное хамство родом из мира арт-галерей и хулиганских перформансов.
На съемках фильма Убить Билла. Реж. Квентин Тарантино, 2003
Кто до 2003 года мог рискнуть одеть долговязую блондинку Брюсом Ли, разложить катаны в салоне самолета и получить в итоге не хихикающий грошовый трэш, а живую вселенную со своими законами и четко выстроенной мифологией, которой что кодекс бусидо, что конфуцианская этика — все одно.
Тарантино пронес самурайский меч в большое кино ХХI века (учитывая родственную сцену в «Криминальном чтиве», на контрабанду ушло почти 10 лет). Когда О-Рен Ишии говорит о глупой белой девочке, которой нравится играть с самурайскими мечами, это и про него. Про всех нас. «Еще как нравится», — отзывается эхом какой-нибудь Зак Снайдер, и выдает своей Куколке чуть искривленный клинок.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой