Доступное кино
— Александр Николаевич, почему Вы согласились возглавить фестиваль любительского кино?
— Никто не знает, как будет развиваться кино в будущем, но я уверен, что решительно изменятся автор и сама форма кинопроизводства. Сегодня за счёт снижения стоимости оборудования и упрощения технологий практически каждому под силу создать своё визуальное произведение. Кино почти так же доступно, как писательский труд. Меняется не только производство, но и прокат. Вскоре, я надеюсь, возникнет альтернативная
— «Киногород» задуман не только как площадка для показа избранного любительского кино, но и как киношкола, где всю неделю будут идти семинары, занятия, встречи. Чем может помочь начинающим кинематографистам неделя, проведённая в «Киногороде»?
— Сегодня к кинематографу в нашей стране допущена лишь небольшая группа кинематографистов в Москве и Петербурге. Полностью уничтожены киностудии на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири, нет кино на Севере России и Кавказе… Развитие кинематографа как большого национального явления в России прекращено. В этом контексте образовательная инициатива «Киногорода» крайне важна. Это не просто стремление дать людям
— Полгода назад Вы набрали кинематографический курс в Нальчике. Можете рассказать про своих учеников?
— Сейчас их четырнадцать человек. От восемнадцати до тридцати шести лет. Все они жители Северного Кавказа. Мы договорились, что они тоже смогут участвовать в «Киногороде», посмотрят работы других ребят.
— Как происходил набор?
— Я стоял на том, чтобы это были обыкновенные академические основания. Абитуриенты присылали свои работы. Потом были три тура творческого конкурса в Нальчике и экзамены. Для меня важно, чтобы студенты в первую очередь получали образование, а потом уже становились режиссёрами… Если не будет базовой культуры, то нет никакого смысла осваивать профессию. Зачем множить невежд? Поэтому у нас большой объём общегуманитарных дисциплин. Работа с девяти утра до полдвенадцатого ночи, каждый день, кроме воскресенья. Каждый день репетиции, работа на площадке… Естественно, сухой закон.
— Идея региональной киношколы очень важна: невозможно сидеть
— Проблема сегодняшней системы кинообразования в том, что для огромной части России оно просто недоступно. Такого быть не должно. В нашей стране с её гигантскими социальными проблемами, обучение творческим специальностям не может быть платным. Это абсурд. Талантливый человек часто не имеет возможности заплатить за обучение. Кроме того, совершенно необязательно, что для кино требуется та система образования, которая существует сейчас. Нет никакой необходимости выдавать дипломы режиссёрам. Операторское мастерство — это, действительно, большая наука, тут нужно учиться. А в некоторых случаях достаточно широкого художественного образования общего профиля. Дальше всё зависит от человека. Захочет стать профессионалом — найдёт способ это сделать.
— Вы смотрите работы, присланные на «Киногород». Можете поделиться впечатлениями?
— Мне кажется поразительным то, что кинематограф впервые за историю своего существования получил удивительную возможность сократить колоссальную дистанцию, которая всегда существовала в кино между автором и темой. Никогда ещё о школьниках не могли снимать сами школьники. Сегодня нарушена монополия на кино, и это отчетливо ощущается в присланных фильмах. Скоро кинематограф можно будет назвать настоящим искусством, потому что благодаря техническим нововведениям радикально расширится круг потенциальных авторов. Эффект будет потрясающий. Как от перехода с монозвука на стереофонию. Доступность визуального опыта и простота технологий позволит кино приблизиться к музыке, где возможен феномен ранней гениальности: Шостакович, Моцарт…