«Сьераневада»: Без пробела
«Сьераневада». Реж. Кристи Пую. 2016
Новый фильм Кристи Пую, возможно, не вызовет катарсиса, но он излучает отчужденный блеск шедевра, более присущий даже не произведениям искусства, а самым ярким мысленным экспериментам в истории философии: «философскому зомби», «мельнице Лейбница», «китайской комнате» или «коту Шредингера». Вопрос, на который — разумеется, совершенно невольно — дает исчерпывающий ответ
Несмотря на все современные разговоры о полистилистике, постмодернистcкой игре и столкновении контекстов, этот фильм с тем смыслом, который в нем содержится, мог быть сделан только так, а не иначе. Только давайте сразу договоримся, что речь идет не о «мастерской работе оператора» (хотя понятно, что Барбу Балашойю гений). Чудо, после того как оно случилось, не может быть объяснено
А это именно чудо — почти весь трехчасовой фильм разворачивается в трехкомнатной квартире советского образца, где большая, но давно разрушенная, источенная ложью семья отмечает сороковины главы рода (точнее все собирается и никак не может отметить — лейтмотив фильма «когда же мы наконец сядем есть»). Все эти три часа мы чувствуем подспудное напряжение и на периферии сознания задаем себе вопрос: черт возьми, куда же они поставили камеру, как же передвигался в этой толчее оператор, как он ухитрялся следить за несколькими диалогами и сценами, разворачивающимися в разных комнатах одновременно.
А вот как. Камера у Пую никогда не знает, что произойдет в следующий момент. К этому он пришел еще в «Смерти господина Лазареску». В обоих фильмах очень часто
Итак, камера у Пую заранее поставлена (и ставит нас) в ситуацию цейтнота, нехватки времени. А вот что оказалось принципиально новым в «Сьераневаде», так это нехватка пространства, с которой режиссер, конечно, работал и раньше, но никогда еще у него не получалась столь выразительная метафора. Оператору негде поставить камеру. Подумаешь, проблема. Но метафора Пую вырастает до космических масштабов и при этом не выглядит формальной, так как энергия съемки массовых сцен в ограниченном пространстве постоянно держит нас в напряжении. Это метафора все время заземлена, буквализована.
«Сьераневада». Реж. Кристи Пую. 2016
Эта метафора того, что в мире для человека нет места. Его нет в советской квартире (в скобках замечу, что рецензенты зря пишут про жалкие лачуги — так и про «Лазареску» они писали про ужасы румынской медицины, потому что надо ведь о
Забавно, что рецензент Variety тоже
И это непросто везде, но в «постсоветской действительности» это особенно трудно. Проще говоря, для человека нет места в мире, где правит ложь. А когда ложь правит, от нее не спрячешься. Она физически выдавливает правду и свободу, лишает их места, мостит весь мир плиткой ложных обещаний и благих намерений. И в этом мире, если ты стал его частью, у тебя нет другого выбора, кроме как врать самому. А тот, кто врет, сам становится беспомощной жертвой лжи. Как отец главного героя, купившийся на абсолютно невероятное детское оправдание (это воспоминание Лари — ключевая сцена фильма, и заметим, что это единственная сцена, которая происходит в условиях относительной пространственной свободы, покоя, передышки). Вот об этом фильм Пую. И если можно на
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова