18+
24 АПРЕЛЯ, 2014 // Штудии

Кровь — Moloko Plus

Стэнли Кубрик, ретроспективу которого сегодня начинает в Петербурге журнал «Сеанс», не писал манифестов и не создавал школ. Однако его уникальные работы сами по себе преобразили кинематограф, реформировав визуальный язык. «Сеанс» собрал небольшую часть фото- и видеосвидетельств того, как Кубрик продолжает формировать повестку дня в современном кино.

 

Каждый «большой автор» сегодня видит себя немного Стэнли Кубриком, копируя не столько даже визуальный стиль и драматургические приемы (тут особенно выделяется Сэм Мендес, «Морпехам» которого только ленивый не вменил крайнее сходство с «Цельнометаллической оболочкой»), сколько сам подход к жизни в искусстве.

 

Фрагмент фильма «Морпехи» (Реж. Сэм Мендес. 2005):

 

Фрагмент фильма «Цельнометаллическая оболочка» (Реж. Стэнли Кубрик. 1987):

 

Сегодня быть «большим» значит — одинаково хорошо работать в разных жанрах (Пол Томас Андерсон?), не бояться больших форм (Даррен Аронофски? Кристофер Нолан?), быть контрол-фриком, регулирующим не только съемочный процесс, но и маркетинг картины (Дэвид Финчер?).

 

Фрагмент фильма «Нефть» (Реж. Пол Томас Андерсон. 2007):

 

Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):

 

Геометрическая точность кадра, феноменальная работа со стедикамом, исключительные в своей смелости футуристические дизайнерские решения и фантастический свет в фильмах Кубрика — все это, безусловно, самым шокирующим образом сказалось на образе кинематографического мышления тех, кто работал уже после него. Полный список последователей и эпигонов составить сложно. Вот лишь несколько примеров того, как любовь к Кубрику может работать на благо или во вред произведению.

 

Фрагмент фильма «Орландо» (Реж. Салли Поттер. 1992):

 

Фрагмент фильма «Чужой 3» (Реж. Дэвид Финчер. 1992):

 

Фрагменты фильма «Сияние» (Реж. Стэнли Кубрик. 1980):

 

 

Кто-то из режиссеров заимствует у Кубрика сверхсложные технологические приемы (как, например, Кристофер Нолан в сцене с вращающимся коридором в «Начале»), кто-то действует проще.

Фрагмент фильма «Начало» (Реж. Кристофер Нолан. 2010):

 

Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):

 

Трейлер фильма «По ту сторону черной радуги» (Реж. Панос Косматос. 2010):

 

 

 

Помимо Рефна с его острой любовью к красному, поэтическим наследником Кубрика, как ни странно, можно счесть и Алана Кларка, устанавливающего в своих главных фильмах прочную связь с «Заводным апельсином». Кажется, именно через Кларка бациллу кубрикианства подцепили Джонатан Глейзер (подробнее здесь) и Гас Ван Сент.

Фрагмент фильма «Сделано в Британии» (Реж. Алана Кларк. 1982):

 

 

Фрагмент фильма «Слон» (Реж. Алан Кларк. 1989):

 

 

 

Странная — словно игнорирующая проверенные кассой «золотые» голливудские правила — драматургия Кубрика, его механические герои и особое устройство диалогов, усвоена кинематографом двух Дэвидов — Линча и Финчера.

Фрагмент фильма «Потерянное шоссе» (Реж. Дэвид Линч. 1997):

 

Фрагмент фильма «2001: Космическая одиссея» (Реж. Стэнли Кубрик. 1968):

 

 

Чтобы Кубрик не отстал от времени, два Джонса — Данкан и Спайк — превратили его HAL9000 в приятный аксессуар. Один приучил его к смайликам, другой — положил в карман (обратите внимание на красные тона).

 

Отдельных слов требуют таинственные взаимоотношения Кубрика с режиссерами по фамилии Андерсон.

1. Что больше: симметрия Уэса Андерсона или симметрия Кубрика?

 

 

2. Обращает на себя внимание и разухабистое эпигонство Пола У.С. Андерсона, бойко дебютировавшего со своеобразной версией «Заводного апельсина» («Шоппинг»). Молодой манекенистый Джуд Лоу и старое доброе ультранасилие:

 

Чуть позже Пол У.С. Андерсон поставит «Сквозь горизонт», своего рода версию «Космической одиссеи», рассказав о том, что для путешествия в звездное беспределье глаза не нужны, как бы ни настаивал на этом Кубрик:

 

 

 

Кубрик рассеялся по сегодняшнему миру. Без мысли о нем невозможно смотреть ни «Ведьм Салема» Роба Зомби, ни «Древо жизни» Теренса Малика, ни «Гравитацию» Альфонсо Куарона.

 

Кубрик проник туда, куда вход ему вроде бы был заказан.

Когда-то «военную комнату» из «Доктора Стрейнджлава» хотел увидеть вступивший в должность президента Рональд Рейган, но теперь она на потеху выставлена в третьей части «Терминатора» и совсем уж сатирическом «Марс атакует!» (где Джек Николсон пытается побыть в шкуре Питера Селлерса и исполняет две роли).

 

И, возможно, именно Кубрика стоит благодарить за то, что так истово продолжают верить во взаимное ядерное уничтожение ведущие воскресных новостей телеканала «Россия», отвечая модной графикой на застывшую в ч/б классическую картинку:

Мертвец Каро
Докер Каро
3D
Lendoc
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»