18+

Подписка на журнал «Сеанс»

27 ОКТЯБРЯ, 2014 // Рецензии

Новиков-рамка

В Петербурге завершается Manifesta 10. В рамках официального закрытия 29 октября пройдет еще один показ документального фильма «Тимур Новиков. Ноль объект».

«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн. 2014«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн. 2014

Зыбкий ленинградский свет из окна не похож на яркий свет кинопроектора или даже сияние монитора. Он одинаково слеп в любое время года, при любой погоде. Моросящий дождь, на лету тающий снег, или просто облака облепили небо; солнце где-то не тут. Но даже при таком свете — а может, как раз именно при нем — переплёт окна становится идеальной рамкой. Что бы в ней ни оказалось: тесный зачуханный двор, розовая гранитная набережная, сыплющаяся штукатуркой лепнина дома напротив, статуи с пыльными плечами, нервная листва деревьев, всё — достойно зрения. Что ни увидишь сквозь это окно — произведение искусства. А прежде всего мальчик по другую сторону этого стекла. Кто он: наблюдатель? Объект?

Именно с этого повзрослевшего мальчика и оптики, присвоенной ему отлитым в портвейне Ленинградом семидесятых, начинается документальный фильм. Черно-белые фотографии замышленного, неизменного города и людей, обосновавшихся в его рамке; любительская хроника, в которую со звериной настойчивостью вгрызается время. Камни, в каждом из которых, как услужливо подсказывает советская хроника, «живет история».

«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн. 2014«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн. 2014

«Тимур Новиков. Ноль объект» — уже третья документальная работа, сделанная Александром Шейном и Евгением Миттой о современном искусстве (до этого были фильмы об Олеге Кулике и дуэте Виноградов — Дубосарский), но есть принципиальное различие между тем, что было до, и тем, что на экране сейчас. Различие, от которого не уйти — смерть Новикова в 2002-м. Перед нами не герой-собеседник и не предмет искусствоведческого осмысления, хотя закадровый комментарий Екатерины Андреевой одновременно блистателен и поучителен: с ликбезовской функцией это кино справляется на раз. Перед нами — идеальная рамка для рассматривания действительности, та самая, которую Тимур Новиков сотоварищи подписали на ставшей затем легендарной выставке в ДК Кирова. «Ноль объект», как точно утверждает название.

Не случайно в своей статье о Новикове «Мой Тимур» Иван Чечот описывает одно из важнейших свойств этого художника словом «прозрачность». «Он открыт для внешних влияний и вторжений. Он сам обращен отнюдь не только к внутреннему (оно прозрачно, и поэтому сосредоточиться на нем крайне трудно), ему нужен внешний предмет». Фильм в полной мере подтверждает правоту этого наблюдения. Прозрачный Тимур Новиков Шейна и Митты — экран мира. Он — завороженный вечным представлением жизни благородный канатоходец, художник, шагающий по лезвию, разделившему актуальное и вечное, правильное и неправильное, сиюминутное и принципиально важное, сущностное. Когда причастные к Новикову собеседники камеры заговаривают о его авангардной приверженности к искусству hic et nunc, к этому «здесь и сейчас» зритель может добавить от себя: «тогда и всегда». А разве может быть по-другому в городе-музее?

«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн«Тимур Новиков. Ноль объект». Реж. Александр Шейн

Наследное «всёчество» Новикова и команды его соратников переворачивают понимание истории как процесса. Парадоксальный и универсальный Новиков-рамка помогает авторам фильма увидеть и сказать немыслимую вещь: история — это перформанс, и делают ее не политики, а художники. И лишь неотменимость очередного исторического поворота фиксирует истинность выбранной художественной стратегии. Новиков, Цой, Курехин, Гурьянов, Мамышев-Монро — вот наше бессмертное политбюро.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»