18+

Канны-2014: Такой хоккей

На Каннском фестивале вне конкурса показали фильм Гейба Польски «Красная армия». Это полтора часа адреналина, или альтернативная история позднего СССР.

«Красная армия». Реж. Гейб Польски. 2014«Красная армия». Реж. Гейб Польски. 2014

Сын эмигрантов из СССР Гейб Польски снял идеальный документальный фильм о советском хоккее. Главный прием Польски позаимствовал у своего продюсера Вернера Херцога: идиотский вопрос из-за кадра, который ставит героя в тупик и позволяет на крупном плане снимать движение его мысли, столкновение нахлынувших воспоминаний и чувств.

Главный герой — Вячеслав «Слава» Фетисов, звезда советской сборной, потом — игрок НХЛ («Я назову всех своих детей Вячеслав», — написано на плакате американского болельщика), потом — спортивный функционер при Путине (в начале нулевых он предложил хоккеисту вернуться домой).

Еще один положительный герой, который в фильм попадает только на хронике — Анатолий Тарасов, уже очень пожилой, работающий с детьми, бросающий семилетним подопечным: «Почему без улыбки? Вы в хоккее». Антигерой тут тоже есть — тренер сборной Виктор Тихонов, ставленник КГБ, превративший игроков в пушечное мясо холодной войны (благообразный ветеран спецслужб с дерзкой внучкой и собственными резонами тоже появится в кадре). «Как своего тренера я его уважал, как человека — нет», — резюмирует Фетисов, который в фильме никогда не уходит от вопросов и никогда не пытается сводить счеты. Что бы вы ни думали о спортивных функционерах, его обаянию невозможно противостоять.

«Тебе повезло, что я у тебя есть», — говорит Фетисов режиссеру. «Вам тоже повезло, что у вас есть я», — парирует Польски, и он прав: не каждому достается внимательный, остроумный, лишенный фальшивой сентиментальности биограф, который снимает человека, а показывает Историю. Армеец и солдат империи, с приходом нового времени Фетисов вступил в противостояние со слабеющей системой и победил, получив право заключить контракт с НХЛ на собственных условиях, но отъезд в Америку выглядит не как success story, а как глава альтернативного (и самого нескучного из нескучных) учебника истории, см. параграф про перестройку и девяностые.

Польски оперирует стандартным набором документалиста — хроникой, интервью, музыкой, но делает это абсолютно виртуозно: саундтрек в фильме не смолкает, ни на минуту, но не раздражает, а задает ритм; архивные кадры отобраны и смонтированы так, что даже очевидцы событий почувствуют себя первооткрывателями на далекой планете. Клюшки, шрифты, красные майки, спортивные костюмы, сосредоточенные лица спортсменов — советский хоккей в этом фильме представлен как эстетический феномен, одна из высших точек развития советской цивилизации (мы узнаем из фильма, что Тарасов много заимствовал у отечественной шахматной школы и Большого театра).

Вне зависимости от эстетических, политических и спортивных пристрастий, «Красная армия» побеждает всех.

Ковалов
Лопушанский
Идзяк
Кесьлевский
Beat
Триер
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»