Рецензии

«50 оттенков серого»: Муки у нас


50 оттенков серого. Реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015

Студентка-филолог Анастейша Стил вызывается помочь приболевшей подруге: вместо нее отправляется на интервью с миллиардером Кристианом Греем для студенческой газеты. Интервью получается как интервью, добротный пример сельской молодежной журналистики. Нулевая подготовка к беседе, невнятное мыканье, ворох банальностей, «Ой, у вас ручки не найдется?» и вписанный редактором лобовой бестактный вопрос «Вы гей?», после которого корреспондента нередко выволакивают отсель за розовую кофточку. Но у Анастейши кофточка синяя, старушечья, во многом, думается, позволившая героине приберечь свою девственность до двадцати одного года (что в дальнейшем будет важно для сюжета). А предположение, не гей ли случаем мистер Грей, растопит лед и станет началом прекрасной романтической дружбы, скрепленной наручниками и генитальными зажимами.

«Я испускаю стон в его раскрытый рот; воспользовавшись этим, он проникает языком в образовавшееся отверстие и начинает уверенно изучать мой рот». Иной малодушный, знакомясь с дебютным романом англичанки Э. Л. Джеймс, стонет ртом и им же матерно кричит в голос, а любезный обыкновенно уму и сердцу процесс чтения превращается в хождение по мукам, лишенным сладости. Но это — отчаяние проигравшего. Книга разошлась тиражом в 300 миллионов экземпляров. А значит, в вагоне метро в час пик почти наверняка сыщется прилежная читательница «Оттенков». Томителен перегон от «Киевской» до «Выставочной», русский февраль, дорожает греча. Но не до уныния человеку, чье своенравное подсознание в данный момент, подняв сомнабулическую голову, танцует танец хула-хула, бабочки перелетают из живота в судорожно сжавшееся горло, внутренняя богиня топает ножками, лучезарно улыбается и пускает слюни (использован произвольный микс из оборотов, навскидку взятых из текста). При этом взрыв чувств может быть спровоцирован не описанием жаркой, будто мало в жизни боли, плеточной оргии, но, при должной точности настройки рецепторов на ощущения героини, вполне невинным авторским замечанием. Типа: «О Господи. Кристиан проводит рукой по волосам».

50 оттенков серого. Реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015

В жизни, как и в романе, мечты заводят далеко и могут быть опасны. Склонная к запоям женщина за сорок пять, а именно такова, по мнению американских ученых-энтузиастов, целевая аудитория романа, — образ определенно очернительский, но цепкий. Режиссеру Сэм Тейлор-Джонсон сорок семь, и более идеальной кандидатуры для экранизации романа найти было трудно. Феминистка, автор видео-инсталляций (сорок минут наблюдения за спящим Дэвидом Бэкхемом — Анастейша бы поняла) и фото-сессий с рыдающими Дастином Хоффманом и Дэниелом Крейгом. В 1993-м сделала сэлфи со спущенными джинсами и в майке с надписью «Fuck, Suck, Spank, Wank»; не слишком романтичный, но подходящий слоган для «Оттенков». Участница киноальманаха «Запрещено к показу» (в течение 5 минут мужчина неспешно мастурбирует на горячую техасскую землю). Полнометражный дебют — байопик «Как стать Джоном Ленноном».

Из «Леннона» в саундтрек нового фильма перекочевала «I Put a Spell on You» Скримин Джей Хокинса. Правда, теперь одна из самых чувственных песен прошлого века звучит в подчеркнуто-стерильной поп-обработке, и этот прием распространяется на картину в целом. Нет, история не растеряла ни откровенности, ни смелости (при том, что прокатчики склонны осторожно позиционировать ленту не как рискованный БДСМ-романс, а как просто мелодраму, будто мало нам просто мелодрам). Традиционный («ванильный», как поправил бы Кристиан) секс, связывание, стек, плеть. Локомотив сюжета пыхтит практически со всеми заявленными в романе остановками, и можно предположить, что переписка сценаристов и продюсеров напоминала обсуждение Анастейшей и Кристианом контракта, как им дальше жить: «Феллацио крупным планом???!!!» — «Считай, что его не было». Конечно, финальная порка на шесть взмахов — игры в песочнице рядом с «40 римскими ударами» во второй «Нимфоманке», детсад, а не Де Сад, а камера, чтобы не отбивать у аудитории возможный экспериментаторский пыл, бежит по результатам исполосованных серо-буро-малиновых ягодиц. Но для фильма, выходящего в России тысячью с лишним экранных копий, зрелище действительно неординарное.

50 оттенков серого. Реж. Сэм Тейлор-Джонсон, 2015

При этом лента точно не может похвастать традиционно ценимым книгочеями бережным перенесением на экран атмосферы романа, и это очень хорошо, если вы пришли в кинотеатр не отягощенным бэкграундом, совсем с мороза. Как человек из воды, роман процентов на 70 состоит из авторских листов словесной шелухи вроде «Мое подсознание с криками прячется за диваном». Режиссер безжалостной твердой рукой отжимает это все, утрясая пухлую макулатуру «Пятидесяти оттенков» до, примерно, лаконичной поэтики памятного хита Игоря Николаева «Пять причин», где боль следует лишь заключительным пунктом. Необходимый минимум маневров и ужимок «внутренней богини», закусив — точно по книжке — губу, без труда отыгрывает актриса Дакота Джонсон, которую заевшиеся коллеги совершенно зря попрекают пронзительной худосочностью ребер. Девочка хорошая, как сказал Жеглов Шарапову, правильная девочка — режиссерам стоит к ней присмотреться.

Ее партнера Джейми Дорнана, напротив, не назовешь примером удачного кастинга, если только не предположить, что диетическая умеренность шарма героя — сознательный режиссерский ход. Кристиан в его исполнении — не демон-искуситель, такой близкий, такой далекий, а птенчик-рябчик с оперением в виде понтов, костюмов, вертолетов и именных карандашей, который мнит о себе много, пока не подкрадется на мягких лапах по-настоящему хищная лисонька. Экранная Анастейша в этом тандеме определенно сверху, поскольку ею движет не дешевое сучье-сумочье коварство и не неизлечимая подростковая травма, как у ее бойфренда, а мощный врожденный инстинкт и умение брать свое там, где она видит свое. А то, что жертва желает поинтересничать (бесхитростность этого трюка Анастейша быстро считывает, что остроумно обыгрывается в одной из первых сцен; кино вообще получилось смешное) и лезет куда попало со своими игрушками — так пусть лучше подвешивает, чем вешается; у всех свои недостатки.

Героиня романа, теснясь в дверях со своими насупленными, униженными и оскорбленными подружками, подсознанием и внутренней богиней, действительно убегала с мыслью, что навсегда. Героиня фильма выходит лишь проветриться. Душно. Муки у нас.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: