«Смерть Сталина»: Что означает решение Минкульта?
«Смерть Сталина». Реж. Армандо Ианнуччи. 2017
23 января Министерство культуры отозвало прокатное удостоверение картины Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина» после дополнительного просмотра фильма членами общественного совета при Минкульте. Деятели культуры написали открытое письмо министру Мединскому. В нем высказано предположение, что британская картина может содержать «экстремистскую информацию», и призвали отозвать прокатное удостоверение. Первые публичные показы дублированного на русский язык фильма прошли еще в декабре 2017 года. Дата начала проката — 25 января — была утверждена тогда же. А официальное прокатное удостоверение получено кинопрокатной компанией «Вольга» 17 января. Неделю назад Минкульт пытался перенести другой релиз этой компании — детскую ленту «Приключения Паддингтона-2» (считалось, что это делается ради поддержки отечественных картин). Прокатное удостверение выдали не на 18 января, а на две недели позже запланированного релиза. О причинах подобного решения остается только гадать: формально у фильма не было прямых конкурентов среди отечественных картин — «Скиф» выходил с возрастным рейтингом «18+», а «Движение вверх» (не особенно детское, но все-таки с рейтингом «6+») шло в кинозалах уже четвертую неделю. Считается, что фильм о медвежонке «отбили» кинотеатры, которые посчитали убытки от возврата уже проданных билетов. Надеюсь, это действительно так.
Казусы последних недель — не первые попытки Министерства культуры в ручном режиме регулировать прокат, то и дело запрещая фильмы по идеологическим или экономическим причинам. В прокатном удостоверении отказывали «Любви» Гаспара Ноэ, «Клипу» Майи Милош, «Номеру 44» Даниеля Эспиносы, скандалили о документальном фильме Виталия Манского «Родные». Переносили большие голливудские релизы. Отмене «Смерти Сталина» предшествовали долгие дебаты о том выпускать или нет фильм Алексея Учителя «Матильда», в вольной форме излагающий детали добрачной жизни наследника русского престола. В тот раз Министерство культуры, несмотря на развернутую депутатом Поклонской кампанию, выступило с поддержкой картины, не найдя причин для отмены релиза (у нас нет цензуры, сказал министр культуры; ну да).
Даже если закрыть глаза на идеологическую подоплеку запретов и сам факт цензуры (от которой нас защищает конституция нашей страны), на повестке дня сегодня вопросы экономической целесообразности действий министерства, работа которого, казалось бы, должна заключаться не в «охранительстве» и протирке скреп (мы все-таки не дети, которым трудно отличить плохое от хорошего), а в поддержке механизмов функционирования культуры. В таком ракурсе политика Минкульта в вопросе выдачи прокатных удостоверений кажется абсолютно дикой. Во-первых, она серьезно влияет на кинопрокатный рынок, деформируя уже существующие на нем неформальные правила игры. Действительно, номер прокатного удостоверения появляется в системе ЕАИС [Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показе фильмов в кинозалах] до того, как фильм получает его официально, это необходимо, чтобы кинотеатры начали продавать билеты. С момента подачи заявления на выдачу прокатного удостоверения участники процесса обыкновенно пребывают в уверенности, что оно будет выдано на ту самую дату, которая указана в заявке. Споры обычно не касаются дат проката (при условии отсутствия прямой конкуренции с российскими релизами; а если она имеется, споры о прокатном окне начинают вестись задолго до выпуска фильма, и о них так или иначе узнает широкая общественность). Так уверенность в получении «прокатки» именно на 18 января чуть не погубила «Паддингтона».
«Приключения Паддингтона-2». Реж. Пол Кинг. 2017
Со «Смертью Сталина» ситуация чуть более запутанная, чем с «Паддингтоном». Вовремя полученное прокатное удостоверение не помогло ему дойти до экранов. Сегодня, как прокомментировал в беседе с «Сеансом» руководитель кинокомпании «Невафильм» Олег Березин, в правилах отзыва прокатных удостоверений нет никаких указаний на сроки — до какого момента эта процедура возможна и по каким причинам? Фактически Минкульт может отозвать удостоверение в любой момент и под любым предлогом. Формально причиной может стать любое письмо, любое сомнение со стороны любой группы граждан — так и случилось с письмом, опубликованным в «Российской газете», где деятели культуры делятся своими сомнениями:
«Мы считаем, что фильм содержит информацию, которая может быть расценена как экстремистская, направленная на унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности».
Минкульт внимает обеспокоенным общественникам и отправляет фильм на повторную экспертизу, отложив (или даже отменив) прокат. Секундочку, но разве эксперты ведомства уже не выдали своего заключения?
У кинопрокатчиков в нашем случае нет фактически никаких инструментов для защиты собственных интересов. Может ли прокатчик пойти и подать на Минкульт в российский суд и всерьез рассчитывать на победу? Кто покроет расходы на подготовку картин к прокату, кто заплатит за дубляж и рекламу, кто вернет зрителям деньги за уже купленные билеты, кто застрахует их от потенциальных потерь? Фильм Ианнуччи могут выпустить в прокат летом, а международный релиз на видео состоится в феврале, после чего картина неизбежно окажется в распоряжении пиратов. За все эти риски будет отвечать правообладатель и прокатчик.
«Хрусталев, машину!». Реж. Алексей Герман. 1998
Сегодня политика Минкульта должна вселять панику не только в тех, кому физиологически противна цензура в различных ее проявлениях, не только в зрителей, которые хотят смотреть кино, несмотря на то, что их убеждения не совпадают с убеждениями тех или иных чиновников, но и в игроков рынка. Теперь ни один дистрибьютор не может быть уверен, что выданные прокатные удостоверения в силе. Мы можем их отозвать в любой момент, — как бы посылает сигнал Минкульт. Ни один прокатчик не может быть уверен, что прокатное удостоверение выдадут на заранее оговоренную дату (даже в самом безобидном случае вроде «Паддингтона»).
Сегодня «Вольга», кто завтра?
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты