Милый дедушка Мартин Маркантоньевич
Малавита. Реж. Люк Бессон, 2013
В Шолоне-на-Авре, небольшом городке на северо-западе Франции, поселяется семейство американского писателя Фреда Блейка (Роберт Де Ниро), которое немедленно становится главной местной достопримечательностью (до Блейков таковой считался завод удобрений, и с ним герои не уживутся) и объектом насмешек, пускай большей частью и добродушных.
Чувства аборигенов и впрямь можно понять, ведь эти янки такие забавные. Фред, даром что пишет книжку про американский десант в Нормандии в 1944-м году, едва копни, плавает в общеизвестных исторических фактах и не в состоянии правильно развести огонь для барбекю: вместо мелких щепок сразу сыплет уголь — ну кто так делает, а. Его жена Мэгги (Мишель Пфайфер), эдакая фря, требует в супермаркете какое-то ореховое масло, будто у себя в штате Нью-Йорк. Дочка Фрэда Бель, набитая, судя по всему, дурочка, без раздумий садится в машину к незнакомым старшеклассникам; порядочная французская девушка никогда бы так не поступила, но парни, в общем, рады. И, наконец, ее цыплячьей конституции брат Уоррен, кажется, создан для того, чтобы ежедневно вытряхивать из него карманные деньги. Ребята-то и не знают, что на самом деле Блейк-старший — высокопоставленный итальянский гангстер Джованни Манцони, давший показания против глав пяти семейств и перемещенный в Шолон в рамках программы по защите свидетелей. Он и его родные встали, конечно, на путь исправления, но пока следуют по нему не слишком уверенно: по приезде вместе с пожитками Фред потихоньку выволакивает из багажника чей-то труп. Супермаркет должен быть сожжен.
Малавита. Реж. Люк Бессон, 2013
«Малавита» — лучший пункт в фильмографиях режиссера Люка Бессона и актера Роберта Де Ниро за последние лет десять. Что вовсе не делает кино шедевром и, больше того, обязательной частью культурной программы на выходные. Увидеть его определенно стоит, если вы, А): последовательный ценитель творчества обоих кинематографистов и отслеживаете всякий их проект (в случае с Де Ниро, с которым в этом году выходит семь фильмов, подобная любовь особенно хлопотна и, увы, по большей части зла). Б): поклонник положенного в основу сценария одноименного романа Тонино Бенаквисты — очень хорошего, как минимум, не хуже «Саги», которая считается главным бестселлером автора. В): достаточно страстный адепт гангстерских драм Мартина Скорсезе, чтобы сметать с прилавка все диски, напиханные не особо разборчивым продавцом на полочку, укомплектованную по принципу: товары, которые обычно выбирают вместе с «Казино» (какая-нибудь адская, но по-своему замечательная телепостановка «Босс всех боссов» тоже, например, там).
Что много для Атоса, то ничтожно мало для графа Де Ла Фер. «Малавита» — виртуозный бенефис для комического деда из «Большой свадьбы» и штатная эксплуатация фирменных штампов для иконы из «Крестного отца». Де Ниро смеется последним, как в «Однажды в Америке», и достает новехонькую бейсбольную биту из «Славных парней», имея в виду не поиграть в бейсбол, а мотивировать ею нерадивого слесаря. Приятно, что этот набор старого техника актер использует не с тем, чтобы покривляться, как в «Анализируй это», а, как Ульянов в «Ворошиловском стрелке», перезаряжая образ терпилы-пенсионера, когда уже бесполезно по-стариковски шаркать в поисках справедливости с бумажками по инстанциям (главный пенсионерский враг во Франции, как и везде, ЖКХ), а пора браться за ствол.
Малавита. Реж. Люк Бессон, 2013
«Малавита» — однодневная ремесленная поделка для режиссера «Леона» и «Подземки» и впечатляющий прорыв для постановщика «Артура и минипутов» и недавней «Леди». Бессон по позднему своему обыкновению то и дело простодушно шутит — трагически много для мастера, у которого плохи дела с чувством юмора (в картине он с энтузиазмом младшеклассника намертво вцепляется в слово fuck, которое для смеху лепит куда ни попадя). В основном — над французами, несколько более аккуратно над американцами (фильм, кажется, был ориентирован в первую очередь на прокат в США), с уютным кухонным антисемитизмом — над евреями, уважительно — над итальянцами. Его режиссура уверенно рискует осмысленностью ради красного художественного словца и бьет в лоб (но в эпизодах вроде высадки американского гангстерского десанта на перроне под Clint Eastwood Gorillaz это срабатывает). Он по-прежнему любит деток с оружием и пишет сценарии жирными мазками с неопрятными разводами на полях. На роль нимфетки Бель (которая в романе, на контрасте с животноводческим обаянием отца, работает гением чистой красоты) Бессон приглашает крепко сбитую 27-летнюю блондинку Дианну Агрон и снабжает ее героиню бронебойной романтической линией, решительно невозможной в итальянском семействе старой закалки. А Манцони, несмотря на некоторую усушку, утряску и уценку понятий, именно таковы.
Малавита. Реж. Люк Бессон, 2013
Могло бы выйти совсем нехорошо, но проглядывает, сопротивляется и берет в результате свое очень качественный и киногеничный литературный материал, где за каждым абзацем видится готовая раскадровка, которой Бессон, не будь дураком, более или менее буквально следует. Эмоционального пика фильм достигает в валящем по части сентиментального бесстыдства всех возможных слонов эпизоде, где Де Ниро вместе с нормандскими пейзанами усаживают пересмотреть «Славных парней».
Бессон и впрямь не лукавит, когда признается в интервью, что «Малавита» — это письмо любви к Мартину Скорcезе (выступившему на проекте одним из продюсеров), пылко комплектуя фильм флэшбеками, как будто отбракованными из тех же «Парней». Но автором этого письма видится не несчастный чеховский подмастерье Ванька, призывающий дедушку Мартина Маркантоньевича забрать его с концами в Голливуд. И не робкий влюбленный, который будет счастлив хоть бы и мимолетной поощрительной улыбке объекта мечтаний. Нет, наш сочинитель — загремевший в армию с филфака циничный студент, который по просьбе дембелей-сокорытников под копирку катает эпистолярным невестам лирические письма про мужское одиночество в наряде и рассвет над казармой. Где даже за обманчиво безыскусными оборотами типа «ажно внутрях все болит» присутствует твердый математически выверенный расчет, что непременно дадут.
Читайте также
-
Шепоты и всхлипы — «Мария» Пабло Ларраина
-
Дело было в Пенькове — «Эммануэль» Одри Диван
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо