Рецензии

«Лобановский навсегда»: в жанре панегирика


Аплодирую стоя за смелость. Решиться снять фильм о глыбе — а Валерий Васильевич именно что глыба, человек планетарного масштаба, — значит взвалить на себя немыслимый груз ответственности. Потому что, как Путин для каждого — свой собственный, Лобановский для каждого из десятков миллионов жителей разбежавшегося Советского Союза, слышавших о футболе — тоже свой собственный, всегда ассоциирующийся с победой. В чемпионате СССР, в еврокубках, со сборной неважно какой страны — СССР или Украины — Лобановский один и тот же: подтянутый, элегантный и четкий.

О команде авторов хочется сказать отдельно: Антон Азаров, режиссер-постановщик, в 2000 году закончил Академию театрального искусства Петербурга, это его дебют в  документальном полном метре. Продюсер Дмитрий Симонов в 2015 году основал компанию Das Boot Production, которая в феврале 2017 года выпустила разбежавшуюся по соцсетям короткометражку Ирины Вилковой про посетителей баров на улице Рубинштейна. Продюсер Сергей Полховский в 21 веке работал пресс-атташе «Динамо» (Киев). Сюжет кино понятен: время рассказывает историю с помощью невероятной красоты документальной хроники.

Если вы не следили за футболом последние 50 лет, то вот краткая справка о герое: Лобановский — гений как игрок. Придумал «сухой лист». Был ершист характером. Мафусаил отечественного тренерского цеха Виктор Маслов выгнал молодого Валеру из киевского «Динамо». В Киев Лобановский вернулся тренером. И сразу намочил манту, перешел дорогу на красный и трахнул систему. Лобановский-тренер переписал вселенские конспекты тактики, настроил Украину на себя, влюбил в себя весь футбольный мир.

Это кино не про кубки, медали, выращенных обладателей Золотого мяча. Это кино про грузнеющего, очень умного и сильного тренера. Еще раз: главное, что есть в этом кино, — это фантастические кадры реальной жизни, начиная с 1960-х. Так получилось, что мне повезло снять четыре документальных фильма о ленинградском/петербургском «Зените». Я знаю каждый кадр хроники с Лендокфильма. Смотря «Лобановский навсегда», мне хотелось описывать каждую сцену в твиттере. Это очень жирная, невероятной силы правда жизни, которая расскажет об СССР больше, чем программа «Намедни».

Но это кино точно не хочет правды о киевском клубе. О том, как большая часть украинских команд чемпионата СССР отдавала очки «Динамо», потому что за киевлян болел глава ЦК УССР Владимир Щербицкий. О том, как игроки покидали условный «Днепр» в пользу «Динамо», потому что в переговорах звучало словосочетание «спортивная рота». А уж про коньяк в тренировочном процессе, можно написать поэму, но не в рамках этого кино. Григорий и Игорь Суркис, экс-президент ФФУ и многолетний президент «Динамо» (Киев), как авторы пресс-релизов, точно не добавят объективности. Впрочем, это не отменяет присутствия в фильме роскошного интервью Геннадия Орлова и Карло Анчелотти. Что до остального — то с XIX века панегирик в русскоязычной литературе считается не вполне уместным жанром. Это кино — он.


Читайте также

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: