Кинотавр-2017: «Блокбастер» Романа Волобуева
Сегодня прошел показ первого конкурсного фильма. Им оказался «Блокбастер» Романа Волобуева. Картину представили на фестивале в сокращенной продюсерской версии. В том же виде она выйдет в прокат. Перед показом режиссер заявил, что снимает свое имя с титров. «Сеансу» посчастливилось посмотреть авторскую сборку фильма.
Названный по рецепту Врунгеля — то есть на вырост — второй фильм Романа Волобуева начинается, по-пиратски облокотясь на солидный драматургический костыль — закадровый монолог главной героини, которая прощается с жизнью. Разбитое автомобильное стекло, раскуроченный дорожный знак «Большое Плоское» — все это, вопреки заветам капитана, не сулит ничего хорошего. Дальше будут титры под музыкальную тему из программы «В мире животных». И капля фальшивой мелодрамы: «Алён, ты для меня это всё!». И это только первая минута. Что впереди (или позади)? Нуар? Сатира? В «Блокбастере» жанр мутирует, что ксеноморф. Рамка уложена в рамку. Кто рассказывает эту историю? Все зависит от взгляда. Вполне реальный анекдот из жизни на ходу обрастает многочисленными кинематографическими подробностями.
В августе 2013 года одна модель напялила на голову капроновые чулки и, вооружившись духовым пистолетом, ворвалась в офис ростовщиков. Стреляла в камеру. Чтоб как в кино. В кино и оказалась. Летом 2016-го «Фонд кино» поддержал сценарий бывшего кинокритика, а в 2017-м героиня таблоидов в исполнении Анны Чиповской забралась в машину к Светлане Устиновой.
Де Пальма играет в Хичкока, Волобуев играет в Де Пальму. А еще в Кубрика, Коэнов, Балабанова, Иствуда и др.
В «Блокбастере» героиню Устиновой зовут Лизой. Барышня из Омска. Ладная, конформная «Плиз-Лиз». Блондинка, 32 года по паспорту. Приехала в Москву десять лет назад. Покорила почти. Машина, квартира, работа на второсортном, но все-таки телеканале (шоу про отношения). Дитятя-любовник (Александр Молочников, кажется, продолжает играть Илью из «Холодного фронта»), мама по межгороду ждет внуков. Всё. Зажатая, лишь бы не сорваться. Предел свободы — бутылка сухого белого и шаурма в придорожном шалмане (после семи!). Но вот звучит выстрел, кебаб не лезет в горло. В автомобиле ждет приключение — брюнетка Наташа. Вся такая выдуманная, заемная, как ворованные деньги в сумке: и акцент ненастоящий, и пистолет с резиновыми пулями, и, вообще, напридумывала себе всякого. Дура что ли?
А чё сразу дура-то?
Можно было бы Лизе и выйти из машины, но как справедливо замечает подключившийся по ходу истории рассказчик в исполнении Евгения Цыганова: «Куда бежать? Ночь, темно, Россия». И Москва тоже Россия. Выйдешь, другой фильм начнется, несмешной.
Да, у каждого из нас есть своя маленькая загубленная мечта.
«Блокбастер» смешной. Фильм успешно справляется с задачами легкого жанра: сюжет бежит, на втором плане — жизнь, шуточки выстраиваются в ряд, и зрителю приятно быть немного умнее героинь (Устинова и Чиповская хороши, дают им такой шанс), а режиссер раскладывает киноведческий пасьянс с пистолетом, баблом, наручниками, двойниками. Де Пальма играет в Хичкока, Волобуев играет в Де Пальму. А еще в Кубрика, Коэнов, Балабанова, Иствуда и др. Особо не напирая, для своих. В кадр под музыку из одних фильмов забредают герои других. Их много, и все как-то так, бочком, с извинениями — забежал на секунду, скоро пойду. Даже страшный коллектор скромен как солнечный зайчик: «Наталья Сергеевна, всё знаю — время позднее, и дети спят, наверное…»
Самое удивительное происходит, когда в этом искусственном, словно московский неоновый свет, уюте у Волобуева что-то оживает. Алхимия, реторта, тонкие пропорции, и все вокруг, конечно, хмыкают, потому что самые умные. Но персонажи вдруг вместо дежурных и не очень «ха-ха» начинают вызывать сначала недоумение, а потом и сопереживание. Это, в общем, один из главных сюжетов нашего жанрового кино: в какой именно момент в пустую, измученную кинооболочку заселяется душа? Где тумблер нажать?
Перевалив за первый час, отсмеявшись над воткнутым в жопу штопором и вконец распустившимися телевизионщиками, проскочив мимо вальяжного Цыганова (обаяние его тем сильнее, чем заметней мешки под глазами) и спев про десять капель дождя вместе с группой «Танцы минус» (смертельный номер, но работает!), фильм «Блокбастер» превращается в то кино, на которое страстно желает быть похожим. Кино внимательное не только к знакомым феноменам и понятным явлениям, знающее бар Noor и его посетителей, но приобнимающее, пусть и нехотя, каждого отдельного, негодного человека — как обнимет Лиза пронюхавшего свою совесть начальника, сыгранного Михаилом Ефремовым. Да, у каждого из нас есть своя маленькая загубленная мечта. Кто-то хотел написать бестселлер, кто-то — снять блокбастер. А кто-то быть и бить, как Джина Карано. Тот, кто помнит об этой загубленной мечте каждого, может, еще и не Данелия, но уже практически Микаэлян.
Блокбастеры приложатся.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Джульетта и жизнь — «Можно я не буду умирать?» Елены Ласкари
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова