Кинематограф в поисках Другого
Слом коммуникации
Любовь Аркус
Наверное, с этой проблемой знаком каждый — кто из нас в некотором роде не аутист? Перед тем как показывать черновой материал нашего фильма друзьям, я всегда заранее гадала: в ком из этих замечательных
Всю жизнь в «Сеансе» мы пишем о современном отечественном кино. И в силу специфики журнала крепко дружим с нашими режиссёрами. Глядя на них, я чувствую одну общую проблему — невероятную сложность попыток автора найти контакт с миром, с современностью, с героем. За последние десять лет в русском кино этот поиск путей коммуникации стал определяющим. Не случайно столько трудностей с сюжетами, которые кажутся фальшивыми, если
Оказавшись среди аутистов, я поняла, что попала к своим. Я гораздо лучше понимаю этих детей и их родителей, чем людей, которых называют нормальными. Для меня проблема аутизма неразрывно связана с моей психофизикой, с моим восприятием друзей и с моим ощущением времени.
Андрей Плахов
В определённой степени аутизм может явиться ключом к пониманию послевоенного кинематографа.
Так, в шестидесятые годы киножурналы часто поднимали проблему некоммуникабельности. И в первую очередь эта тема затрагивалась в связи с работами Микеланджело Антониони. Этот режиссёр — взращённый на горячей итальянской культуре и искусстве отшумевшего по экранам неореализма — вдруг предъявил публике абсолютно неконтактных, выжженных солнцем персонажей. Но главное, что, несмотря на эту форму отчуждения в картинах Антониони, его кино посмотрела, восприняла и поняла достаточно широкая аудитория. Конечно, эти фильмы в некотором смысле элитарны, но они — коммуникабельны.
Здесь можно назвать множество имён: в СССР работал свой Антониони — Марлен Хуциев; в семидесятых начал активно снимать Вернер Херцог. Если обратиться к современному кино, то можно, в частности, вспомнить и Педро Альмодовара. Этот режиссёр, который, казалось бы, делает кино о взрывных и ярких людях, снял картину «Поговори с ней», где, по сути, показаны полная невозможность контакта и попытка её преодолеть.
Но основная проблема сегодня заключается в том, что нарушена связь между авторами и публикой. Здесь, на Кинофоруме, даже состоится специальный круглый стол, посвящённый целому поколению режиссёров нулевых, которые не менее талантливы, чем их предшественники, и при этом не обладают своей публикой. Поэтому важно помнить: как фильм о скуке не должен быть скучным, так и фильм об аутизме не должен быть аутичным. Он должен находить выход к зрительскому переживанию.
Фридрик Тор Фридрикссон, Любовь Аркус и Константин Шавловский
Как снимать об аутизме?
Триш Риган
Трудно снять кино на тему, до которой мало кому есть дело. Аутисты — они другие, и кажется, что они не имеют к тебе отношения, кажется, что это не твоя жизнь. Поэтому, приступив к съёмкам фильма «Аутизм. Мюзикл», я поставила своей целью достучаться до каждого зрителя. История начинается с того, как обычные люди рассказывают об обычной жизни: был чудесный ребёнок — а потом жизнь круто изменилась. И в этот момент вы начинаете переживать вместе с персонажами, теперь аутист — не другой, а часть вашего мира.
Для меня это не просто «фильм об аутизме» — я скорее пошла бы сверлить себе зубы, чем смотреть такое кино. Мы делали картину не про аутизм, а про людей — людей, которые пытаются
Майкл Орион Скотт
Как показать на экране, чтó чувствует тот, кто не может общаться приемлемым для нас способом? Как показать Роана, героя нашего фильма «Мальчик и лошади», если он не общается вербально? Отчасти я решил эту задачу визуальным способом: надо было, чтобы Роан раскрылся перед камерой.
Что интересно в съёмках
Борис Хлебников, Елена Грачёва и Андрей Плахов
Дмитрий Мамулия
Кинематограф, как и любое искусство, может обращаться к Другому, и к аутизму в том числе, не способом трактовки, а способом запечатления. Так в Средние века и в эпоху Ренессанса художники, имевшие вкус к Другому, изображали ангелические жесты: руки, поднятые к небу, волшебные словосочетания и тому подобное.
Существует мир очевидных знаков. И если художник, как бы хорошо он это ни делал, запечатлевает очевидное — его деятельность не имеет ничего общего с искусством. Искусство — это запечатление невидимого. Другие — это ангелы невидимого мира. Запечатление этих ангелов и есть дело всякого искусства. Более того: его ответственность и обязанность.
В наш век информации, коммуникации и прочей белиберды искусство эту функцию утратило. Мы постоянно рассуждаем о профессионализме, обращённости к народу, понятности, непонятности и всякой лабуде, — но это не имеет никакого отношения к тому, чем искусство является на самом деле. Люди, которые симулируют искусство, отображая видимое, — это вредители, агенты небесного Моссада, присланные, чтобы уничтожить неочевидное: переврать его, повторить с другой интонацией, без ауры.
Мир глазами аутиста
Бакур Бакурадзе
Есть две вещи: одна — аутичность кинематографа, вторая — аутизм в кинематографе. Если говорить об аутизме в кинематографе, то слово «кинематограф» сразу отпадает. Потому что проблему аутизма нельзя отобразить на экране никакими доступными визуальными средствами.
В фильмах, посвящённых теме аутизма, на первый план всегда выходит проблема, и получается фильм о проблеме. Без сомнения, фильмы, приближающие нас к пониманию этой проблемы, нужны, и совершенно правильно, что их делают. Но мне кажется, что этого недостаточно. Нам не хватает одной важной вещи: мы говорим о проблеме снаружи, показываем окружение этих людей, но, к сожалению, не обладаем возможностью понять, кáк аутисты видят мир. Поймите меня правильно, не буквально: это похоже на то, как если бы «зелёные» проводили круглый стол по защите китов. Мы ведь не знаем, о чём думают эти киты.
Несмотря на то, что я имею отношение к аутистам, долгое время я так и не мог понять, чтó и кáк они видят и чувствуют. Чтобы снять об этом фильм, режиссёр должен быть аутистом. А если такой фильм снимет
Бакур Бакурадзе и Дмитрий Мамулия
Марина Разбежкина
Сейчас моя студентка заканчивает документальный фильм о тринадцатилетнем
Сначала она просто наблюдала со стороны. А потом сблизилась с этим ребёнком настолько, что он стал предлагать ей правила поведения. Эти правила она и фиксировала. Она приняла все законы его жизни, и стала в фильме проживать эту жизнь по её законам. Постепенно режиссёр растворяется в герое, и мы уже перестаём его замечать. Остаётся только мальчик. И в результате мы получаем не взгляд режиссёра
Михаил Ямпольский
Аутизм описывается как мозговое нарушение связей между конкретными чувственными элементами и абстракцией. Это неспособность перейти от того, что воспринимаешь, к абстрактному понятию. Это, как мне кажется, имеет прямое отношение к кинематографу.
Для того чтобы существовать в нормальном мире, мы должны оперировать абстрактными схемами, прикладывать их к реальным ситуациям.
Аутистка Тэмпл Грандин написала книгу о своём опыте, в которой говорит, что должна переводить абстрактные вещи в картинки, чтобы понять, что они значат. Её способ постижения мира — это беспрерывный перевод окружающего мира в изображения. Например, она не умела различать кошек и собак, потому что для этого требовалась схематизация, а потом подметила, что у них разная форма носа, и начала различать их по этому конкретному признаку.
Американский философ Брайан Массуми предложил различать аффект и эмоцию. Эмоция — это схематизация чувств:
Перед приездом на Кинофорум я посмотрел «В субботу» Александра Миндадзе. Фильм показался мне неудачным. Он начинается с сообщения об угрозе распространения радиации, которую нельзя показать, и мы должны постоянно помнить и верить, что эта радиация есть. Но она представлена исключительно в поведении актёра, которому всю дорогу приходиться бегать и играть глубокий аффект, — аффект репрезентирован, он не дан напрямую.
Самые аффективные фильмы для меня — картины Алексея Юрьевича Германа. Из них исчезает наррация, уходят слова, потому что они разрушают прямой аффект изображения. Фильмы Германа заполнены
Конечно, войти в мир аутиста
Александр Секацкий, Дмитрий Воденников и Михаил Ямпольский
Искусство и жизнь
Валерий Коган
Я не из кинематографа, а из жизни. Мой внук — ему сейчас одиннадцать — тяжёлый аутик. Диагноз был поставлен достаточно рано, что большая редкость. По первому образованию
Я говорю о методе семьи Кауфман. Он основан на том, что необходимо установить зрительный контакт с ребёнком, у которого нет никакого интереса ни к чему— ни к родителям,
Валерий Коган и Михаил Ратгауз
Елена Грачёва
Помимо работы в журнале «Сеанс» и преподавания в классической гимназии, я являюсь сотрудником благотворительного фонда AdVita, где мы занимаемся поиском денег на онкологических больных.
В России каждый изначально считает себя жертвой. Такому человеку сложно понять, зачем помогать другой жертве. Когда я начинала работать, пробиться через эту стену было очень тяжело. Я ненавижу рассуждать о задачах искусства, потому что оно ничего никому не должно. Но если уж говорить о его «стратегической цели», то она заключается в катарсисе — том ужасе и сострадании, которые должны вспыхнуть в зрителе.
И получается, что здесь мы не навязываем искусству ничего нового: его эстетическая и социальная функции совпадают. Если режиссёр, сняв фильм об аутизме, добился катарсиса, то он выполнил истинную задачу искусства и тем самым выполнил социальную. Для того чтобы помочь этим детям, нам нужно делать хорошее искусство, нам нужно переломить неприятие сострадания.
Читайте также
-
Школа: «Звезда» Анны Меликян — Смертельно свободна
-
Не доехать до конца — «Мы тебя везде ищем» Сергея Карпова
-
Слово. Изображение. Действие — Из мастер-класса Александра Сокурова
-
2024: Кино из комнаты — Итоги Павла Пугачева
-
Десять лет без войны — «Возвращение Одиссея» Уберто Пазолини
-
Высшие формы — «Спасибо, мама!» Анны Хорошко