18+

Подписка на журнал «Сеанс»

18 ФЕВРАЛЯ, 2016 // Интервью / Фестивали

Дени Коте: «С богом я на эту тему не общался»

С Дени Коте беседует Наталья Серебрякова

В берлинском конкурсе показали «Борис без Беатрис», фильм о том, как жена испытывает психологические проблемы из-за неправильного поведения мужа. Мы поговорили с режиссером Дени Коте.

Дени КотеДени Коте

— Почему вы вдруг решили снять такое кино? Камерных психологических драм об отношениях у вас раньше не было.

— Мне не кажется, что мой новый фильм так уж сильно отличается от предыдущих. Вы же смотрели «Керлинг» или «Вик и Фло увидели медведя»? Они в чем-то похожи. «Борис без Беатрис» — тоже картина об отношениях человека с окружением, с обществом, о том, что он должен обновить свои связи с миром. В один прекрасный день некто стучит в его дверь и говорит: «Посмотри на себя. Ты можешь измениться? Если да, мы вернем тебе твою жену». При этом Борис не делал ничего неправильно. Это и смешно: вроде бы ты не делаешь никаких явных гадостей, а все равно у тебя в жизни все не очень. Поэтому мне мой фильм больше кажется сказкой с моралью, а не любовной историей — ведь в отношениях Бориса и Беатрис мало что меняется.

— Что для вас значит чудо, которое мы наблюдаем в конце фильма? Вы вообще верите в чудеса, или, может быть, в бога?

— Ого. Это хороший вопрос. Нет, я не верю, что бог за нами присматривает или, что мы должны ему поклоняться. Но этот фильм вышел у меня изнутри. Однажды утром я проснулся и подумал: «Ладно, мне сорок два года. Мне повезло: я путешествую по миру, я зарабатываю кое-что своими фильмами, много режиссеров завидует мне, потому что я успешен, но хороший ли я человек? Как я отношусь к своему брату, маме, папе?» Этот фильм начался с таких вот мыслей. С богом я на эту тему не общался, я вообще очень приземленный, очень прагматичный человек. Но у меня использован сюжет из греческой мифологии, и мне нравится идея, что мой герой Борис Малиновский контактирует с богами. Не с богом, а с богами.

— А кто этот мистический герой Дени Лавана, который приказывает Борису измениться?

— Я думаю, Борис разговаривает сам с собой. Дени Лаван просто замещает этот образ. Может быть он — бог, а может таинственное нечто, чему нет объяснения. Это была моя шутка. Дени Лаван — легендарный актер, и выбрать его было единственно правильным решением. Мы надели на него это китайское платье…

— Как вам с ним работалось?

— Ему на самом деле семь лет. Он как 52-летний ребенок, и ведет себя так все двадцать четыре часа в сутки. Он всегда мечтает, всегда задумчив, всегда спонтанен. Ему интересно все, а нет только то, что связано с карьерой. На съемках он был немного другим, потому что у него были небольшие личные проблемы. Но он не просил у нас лимузин, а ходил пешком. Уходил гулять в лес и приносил нам оттуда цветы.

— Очень интересно про походы в лес. Борис и Беатрис тоже ведь в конце уходят в лес. Эта сцена что-то для вас значит?

— Вообще, я живу в городе, и все что я знаю — это город. Я не вожу машину и никогда не уезжаю из него. Никогда! Мне кажется, там живут монстры. Поэтому я наполняю свои фильмы всей этой романтикой природы, которой нет в городе. Поэтому меня всегда привлекают красивые пейзажи.

«Борис без Беатрис». Реж. Дени Коте, 2016«Борис без Беатрис». Реж. Дени Коте, 2016

— Почему ваш главный герой Борис Малиновский — русский?

— Это на самом деле вышло случайно. Я познакомился с девушкой, которая у меня играет сиделку Клару. Она живет в Берлине, но родилась в Сибири. Ей чуть больше двадцати. Я очень захотел поработать с ней как с актрисой. Я спросил своего актера Джеймса Хайндмена, разговаривает ли он по-русски или по-немецки, не надеясь на успех, и он вдруг ответил, что учит русский. И я решил, что он из недавней волны иммиграции. А так герой мог быть из Южной Африки или Перу.

— Фильм выглядит довольно дорого. Кажется, вы движетесь от малобюджетного к крупнобюджетному кино.

— Бюджет этого фильма такой же, как и у «Вик и Фло увидели медведя». Это примерно два-три миллиона канадских долларов. Но когда я закончил этот большой фильм, я сделаю маленький. Следующий будет вообще микробюджетный. Большое количество людей в съемочной группе раздражает меня. Слишком много людей, слишком много денег, это несколько утомляет.

— А можно немного подробнее об этом вашем следующем проекте?

— Я сейчас интервьюирую бодибилдеров. Я сижу с ними один на один, и расспрашиваю о том о сем. Я нашел шесть таких человек, и собираюсь сочинить с ними историю. Вы первая, кому я об этом рассказываю.

— Кстати, о теле. У вас так много татуировок. Они что-то значат? Что вообще телесность значит для вас?

— Многие из моих татуировок сделаны очень давно, но я постоянно набиваю новые. У меня есть небольшой портрет Пазолини на руке. Совсем крошечный, многие даже не могут рассмотреть. Но это Пазолини. Сначала делаешь татуировки ради эпатажа, а потом, когда продолжаешь, то, наверное, ради усовершенствования своего тела.

Дени Лаван и Дени КотеДени Лаван и Дени Коте

— В вашем фильме «Эта радость была совершенной» вы противопоставляете человеческое тело машинам. Вы действительно считаете, что это противоположные вещи?

— Я считаю, что мы должны контактировать с машинами, чтобы быть более людьми. В том фильме я хотел сказать об этом, а также о том, что люди намного интереснее машин. В наше время мы все доверили машинам, но что может быть прекраснее человеческой экзистенции?

— Раньше вы были кинокритиком, вам приходилось смотреть много фильмов. А сейчас что-то успеваете смотреть?

— Это моя прошлая жизнь. Сейчас у меня нет потребности смотреть все. Я больше вообще не смотрю голливудское и развлекательное кино. Мое развлечение — реальная жизнь. Вот откуда я черпаю вдохновение. Сейчас я смотрю только для своего удовольствия. Мне очень нравятся Апичатпонг Вирасетакун, Клер Дени, экспериментальный кинематограф, классика. Случайно я открыл советский молдавский кинематограф. Когда я был кинокритиком, я смотрел четыреста фильмов в год, теперь мне хватает сотни.

Gilliam
Gilliam
ARTNEWS
Проводник
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»