18+

Подписка на журнал «Сеанс»

28 ИЮНЯ, 2016 // Рецензии

«День независимости»: Хороший плохой фильм

На экраны вышел «День независимости: Возрождение» Роланда Эммериха — большое кино о маленьких людях.

«День независимости: Возрождение». Реж. Роланд Эммерих. 2016

После неожиданной гибели родичей где-то в медвежьем углу Млечного пути, пришельцы посылают на Землю тарелку покрупнее. Двадцать земных циклов по космическим меркам — не срок, но кое-что на Земле все-таки успело измениться: президент США теперь женщина, на Луне построили гигантскую пушку в духе Мельеса, Билл Пулман отпустил шикарную бороду, а с трибун любят поговорить о неколебимом единстве человечества. За двадцать лет успели вырасти дети (все они пилоты) и амбиции: межгалактический блин агрессоров теперь может накрыть не город, а пол-океана (диаметр 5000 км — не шутка), и одного единства, даже вкупе с героизмом и смекалкой, может не хватить.

Эммерих, Эммерих, Эммерих. Казалось, его время безвозвратно ушло. Все преграды были преодолены, возможности исчерпаны. Земля, замерзшая в «Послезавтра», взорванная и затопленная в «2012», уже никогда не будет прежней. И сам автор обратился к сюжетам из истории литературы и общественной мысли (не то чтобы камерным, но, по крайней мере, не грозящим тектоническими сдвигами). И вот на тебе снова — огонь с небес. Инопланетяне возвращаются, а вместе с ними бесшабашность 1990-х. Истребители энного поколения лихо пускаются в пляс ближнего воздушного боя, бежит суперволна, заново сносящая только что отстроенный восточный берег США, гремит цепями Тауэрский мост (и не жаль — подделка!), летит сверху вниз построенный после 1996-го небоскреб-игла Бурдж-Халифа: инопланетный гравитационный вихрь сначала притянул к себе громадину, а потом космический магнит переключили с плюса на минус, и ловите, земляне, посылку. Эммерих и сам тот еще магнит. Прошедшие годы он провел с толком: посмотрел «Луну», «Район № 9», «Монстро», «Стар трек», «Автостопом по галактике», а еще, наверно, «Меланхолию» (пригласил на работу Шарлотту Генсбур), и теперь швыряет в зрителя этими пережеванными фильмами, предваряя светопреставление лицом Джеффа Голдблюма, на котором написано «я же говорил».

Хороший это фильм или плохой? Вопрос неуместный. Он гигантский, саморазоблачительный, преувеличенно бравурный (быть смешным он не стесняется, пусть стесняются зрители) и лакомый для тех, кто устал от холодной выверенности нынешних летних блокбастеров. Сладострастие и отвага позволили автору сэкономить на прологе и финале — традиционно это самые провальные минуты эммериховских катастроф, — чтобы отдаться чистой буре и бесхитростному натиску. И это еще не предел возможного: недавно пришла весть о том, что следующим проектом мастера будет фильм о том, как Луна упала на Землю. Поди предотврати. Впрочем, при всем гигантизме и эпических пропорциях символично стартовавший в день британского референдума о выходе из ЕС «День независимости» — это все-таки кино о малом. Высказывание о человеке и его слабостях, которые особенно хорошо просматриваются на фоне громадных космических катаклизмов. Мы люди, мы глупо шутим, любим парады и салюты. А будущее в общем и целом кажется нам шарообразным айфоном с привлекательным голосовым интерфейсом.

Библио
Skyeng
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»