Настоящие слова прячутся под языком
Тонино Гуэрра
Как отплатить за царственный подарок…
Анна Ахматова
Горизонты иногда за нашей спиной
Тонино Гуэрра
Уход — это путь возвращения.
Сам Тонино не называл «смерть» по имени. Он говорил: «Я перехожу из одной комнаты в другую». Он прав. Смерть бесповоротна, а у него впереди долгая и славная жизнь. Просто мы остались без его физического, живого дыхания, взгляда незабываемого и совсем особого. Это и есть потеря. И еще. Он больше не сделает фонтанов, не смастерит шкафов, игрушек, кувшинов, не нарисует еще одну бабочку. Он не напишет новые пьесы и сценарии, не нарисует чудесные, как аромат травы забвения, картины. Не преобразит своей рукой мир и не спросит: «Ты сясливи?» А я спрошу: «А ты?» А он скажет: «Я сегодня сясливи». Тонино радуется любому чужому успеху: «Это феноменально!»
Он трудится как крестьянин, с утра до вечера, постоянно. Неустанно рисует, делает коллажи, лепит из глины, пишет… До самого последнего дня Тонино писал сценарий, принимал мэров Романьи, интересовался всем на свете: от личной жизни друзей до мировой политики.
Он сам и все пространство вокруг него — дом, сад, город — являлись, становились художественной формой, воплощением идей и воображения этого поистине гениального художника и поэта.
О Тонино Гуэрра следует сказать: «Он был поэт». Где поэзия не стихосложение, но универсальная форма целостного проживания жизни во всем и до конца, включая Музу — жену Лору Гуэрра.
Покой? Отрешенность? О, нет! Скорее нескончаемая пьеса Пиранделло. Хлопают двери. Действующие лица (все) входят, выходят, и все со своими репликами в драматургии фантастического спектакля — жизни. Атанелла стоит руки в бок и орет так, будто конец света. На самом деле утверждается меню обеда и чем заправлять бульон. У великого друга Джани (он
Тонино Гуэрра и Федерико Феллини
В последний раз я уезжала рано. Около девяти часов утра зашла проститься. Тонино был одет шикарно. В двух рубашках — одна
Но хочется сказать о
Тонино Гуэрра и Микеланджело Антониони
Вспомните все сценарии Тонино. «И корабль плывет…» с Федерико Феллини, «Фотоувеличение» с Микеланджело Антониони и вообще все, что им написано для кино. Где вы видели хеппи энд? Не говоря уже о любви и соавторстве с Андреем Тарковским. Какая трагичность в глубине самопознания! Прочитайте поэму Гуэрра «Мед» о гибели крестьянской цивилизации. О том же «Сады Елисея», только с еще большим ощущением апокалиптичности, финальной трагедии бытия. Или поэму о финале высокого романтизма любви «Профиль князя». В тонком скольжении его поэтического гения по грани пантеизма и апокалиптичности особо обостренное чувство красоты, эстетической утонченности и того, о чем всегда предупреждали поэты и мудрецы — memento mori.
Какой праздник, какое ликование света и воды в его фонтанах. Как прочно и на века сколочено уникальное дерево шкафов. И тут же, одновременно, — учитесь слушать тишину. Она бывает оглушительной. Любите и берегите любовь каждым атомом своего чувства. Она хрупка и, «к сожалению, настоящие слова прячутся под языком» (Тонино Гуэрра).
Этот талант Тонино Гуэрра — скольжения по грани — делает его ясно видящим людей, политику и особенно самое хрупкое, что есть — любовь и красоту мира в непрерывности и разнообразии его сотворения.
Тонино Гуэрра
Тонино умер 21 марта в 9 часов 30 минут в Сантарканджело, где родился 16 марта 1920 года. Лора родилась 20 марта, и Тонино подарил ей этот день, чтобы не омрачать его своим уходом «в другую комнату».
Урну с его прахом замуруют в самой высокой точке сада, в стене, которая осталась с древних времен и ограждала замок герцога Малатеста. С одним из Малатеста — Сигизмондо — Тонино вел дискуссии, волновался так, как если бы не было пятисот лет между ними. Для него движение истории, как и любой материи мира, сиюминутно и непрерывно. С той точки своего сада он будет видеть прекрасную Романью. Внизу у стены Тонино давно поставил каменные скульптурные памятники своим друзьям, среди которых и Федерико, и Микеланджело, и Белла. С ними будет и он.
«Мой дом стоит так высоко, что до него доносится кашель Бога».
Читайте также
-
Высшие формы — «Книга травы» Камилы Фасхутдиновой и Марии Морозовой
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты