18+
28 ЯНВАРЯ, 2011 // Блог

Птичку жалко

В основном конкурсе Роттердамского кинофестиваля участвует фильм Владимира Котта «Громозека». О картине для «Сеанса» написал Денис Горелов.

Владимир Котт всегда питал слабость к наблюдению пустой сомнамбулической жизни простого индивида. Его дебют «Муха» был посвящен душевным исканиям водителя говновозки, человека большого сердца и глупости. Владимир Котт не свернет с однажды найденного пути, нет.

Фильм «Громозека» — о нелегкой доле трех бывших солистов одноименного школьного ВИА, поющего про птицу счастья завтрашнего дня. Один вырос в хирурга и зарезал первоклассника с аппендицитом. Второй вырос в таксиста и заказал добрым людям поуродовать дочку, снимающуюся в порно, чтоб больше не снималась. Третий вырос в мента. Больше ничего не скажу. Я абрикос, на юге рос, я груша, нельзя скушать, а я маракуйя, ничего не скажу больше.

Кадр из фильма Владимира Котта «Громозека» (2011)

Все трое выросли в мудаков, что почему-то особенно греет режиссера Котта. Такое впечатление, будто их пересадили в нашу жизнь прямо из 1982-го, сразу сделав сорокалетними. Таксист хипишит на панков, шлюх и блудливую Гай-Германику на заднем сиденье так, будто к нему в машину первый раз сели панки, шлюхи и блудливая Германика. Хирург при отказе электричества велит светить в нутро мобильником так, словно свет накрылся впервые, а в больнице нет на сей случай автономного генератора. Лежебока-мент репетирует в лифте фразу «В меня сегодня стреляли», чтобы пронять изменщицу-жену. Кто, кто поверит, что три этих олуха когда-то играли в ансамбле, кто? Хоть в «Громозеку», хоть в «Бармацуцу», хоть в «Трое из Простоквашино» ребята набирались, во-первых, дельные (репетировать надо), во-вторых, знающие, откуда в их стране ноги растут (инструменты добыть, с администрацией уладить, на левых дискачах подзаработать). Многие спились, многие уехали, у всех не выгорело — но ни один не скажет крошке-сыну: «Иди, сынок, в милицию служить, дело это нужное и полезное». Особенно когда сын в качалке занимается и по вечерам куда-то ездит.

Кадр из фильма Владимира Котта «Громозека» (2011)

Котта подкузьмили непонятки с жанром. С одной стороны, фильм про то, как не удалась много обещавшая средняя жизнь (у всей страны не удалась!), может быть только медленной хроникой. Так, внятно и толково, снимают бедных людей Попогребский, Хлебников и Хомерики. Все в среднем скверно, но как-то народец рыпается, чем и интересен. С другой стороны, про советское прошлое, толстых ментов, усатых таксистов, рогатых мужей, ночные ларьки и мясокомбинаты сегодня принято хохмить, а то молодежь не поймет. Приучили веселые с находчивыми и программа «6 кадров». Оттуда все эти банные войлочные буденовки, «спартаковские» шапчонки-пидорки с прорезями для глаз, катящиеся по лестнице милицейские фуражки и эпилептические психи в больнице. Но у ситкома другая степень условности — там все герои слегка дураковаты. А какой тогда спрос с птицы счастья и малоудачной страны, если сами хромые на голову? У одного жена умерла, у другого под пистолетом — любовник жены, у третьего под ножом — аппендицитный ребенок, а они все знай рожи перед зеркалом корчат да от порнухи в обморок валятся.

И вроде артисты, как на подбор. И в эпизоды с хорошим умыслом навербованы Буратино Дима Иосифов, Красная Шапочка Яна Поплавская и Электроники-Сыроежкины братья Торсуевы (але, где Алиса?) И картонная синяя птица с лицом пластилиновой вороны и крыльями на веревках — форменный шедевр. Как и диалог «— Не знаете, надолго это все? — Что все? — Зима. Зима задолбала».

А вместе как-то не клеится. Чудные артисты играют напрочь неинтересных людей. Не любящих и нелюбимых. Тянущих лямку от забора до обеда.

Вот такой, блин, шоу-бизнес, говорил Шнур (больше ничего не скажу).

  • Евгений

    Показать себя?

    Видимо, стареющий, как и герои фильма, Денис Горелов обиделся на режиссера Котта за искажение образа артистов воображаемого советского ВИА времен юности журналиста. Цитируя Шнура и всерьез апеллируя к ситкомам (а то “молодежь” не поймет) С ходу называя героев “мудаками” Денис зачем-то очень горячо пишет пафосно-модную статью из которой понятно, что он знаком с отечественным артхаусом, в жанрах, конечно, разбирается, имеет крепкую мировоззренческую позицию относительно недавнего прошлого нашей страны. Про Дениса становится многое понятно, а вот про кино – не очень.

  • Елена

    Начала смотреть не с начала, но как-то захватил этот фильм, хотелось досмотреть до конца. Думалось, что сложатся три сюжетные линии, пересекутся самым неожиданным образом, будет яркая кульминация. Не сложилось, не взорвалось. Параллельные остались параллельными. Тем не менее, хочу отметить, что сыграно хорошо, давно не видела такой убедительной отточенности психологического рисунка главных и второстепенных ролей. Да, много безысходности, элементарной человеческой несчастливости и неудалости. Но разве нет там и совести, мужества, любви, привязанности, ответственности, умения посмеяться над собой? Считаю, что не зря потратила время.

Sokurov
Перформа
Sokurov
Beat2016
Московская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»