18+

Подписка на журнал «Сеанс»

6 ФЕВРАЛЯ, 2015 // Рецензии / Фестивали

Берлин-2015: «Запретная комната» Гая Мэддина

В Берлине показали новый — цветной! — фильм канадского авангардиста Гая Мэддина. О «Запретной комнате» — Андрей Карташов.

«Запретная комната». Реж. Гай Мэддин, 2015«Запретная комната». Реж. Гай Мэддин, 2015

Дело было так. На борту подводной лодки, которая везла бесценное и взрывоопасное розовое сало, почти закончился кислород, зато обнаружился невесть откуда взявшийся дровосек Сезаре из Шлезвиг-Гольштейна. Последнее, что он помнил, — как спасал прекрасную Марго из лап лесных оборотней, внедрившись в их банду. В первый его вечер в братстве Красных волков Сезаре не разрешили спать вместе со всеми, а Марго приснился сон о китайском кабаре и отчаявшемся фетишисте. В это время Ева, эмансипированная дама из «потерянного поколения» летела на самолёте и упала с него на остров, где поклоняются вулкану. Вулкан тоже видел сны. Потом ещё много чего было.

«Запретная комната». Реж. Гай Мэддин, 2015«Запретная комната». Реж. Гай Мэддин, 2015

«Запретная комната» — сад расходящихся тропок, по которым бродят существа, порождённые сном разума, необязательно чудовищные (есть, правда, говорящий гниющий банан — ну, неважно), но неизменно затейливые. Как во снах, зритель оказывается в новой ситуации раньше, чем успевает заметить, как она началась, появляются знакомые люди в неожиданных ролях (Джеральдина Чаплин в шляпе и с хлыстом), они часто двоятся (многие актёры переходят из одного сюжета в другой), а разные люди соединяются в одного персонажа (Марго играет актриса Клара Фьюри, которая разговаривает голосом Изабеллы Росселлини). В фильме Нолана «Начало», если кто-то такой помнит, было пять сюжетных линий, представлявших собой сны внутри снов; здесь их столько, что не перечесть, каждый вложен в предыдущий, и все, будучи вроде бы не связаны между собой, как будто чем-то всё же объединены — вероятно, единым сознанием, которому всё это снится, как Белому Королю из «Алисы в Зазеркалье». В конце они действительно некоторым образом соединяются в одной точке и одном событии — это представлено монтажным крещендо, которое завершается лучше не говорить, чем: в фильме, где ни в какой момент даже примерно не понятно, что произойдёт дальше, проблема спойлеров особенно остра. При этом «Запретную комнату», конечно, постоянно хочется пересказывать. Например, немой эпизод под лирический саундтрек группы Sparks, в котором Удо Кир играет мужчину, болезненно одержимого женскими задницами, врач лечит это открытой операцией на мозге без наркоза — и вот проблема решена; если это не прекрасно, то что? Или другой эпизод с Удо Киром при участии Матьё Амальрика и чучела чихуахуа — а впрочем, и правда не стоит рассказывать слишком многое.

«Запретная комната». Реж. Гай Мэддин, 2015«Запретная комната». Реж. Гай Мэддин, 2015

Во время сеанса «Запретной комнаты» постоянно кажется, что плёнка в проекторе вот-вот загорится или слетит с катушки, не выдержав накала авторской фантазии; потом, правда, вспоминаешь, что проекция цифровая. На этом технологическом парадоксе во многом держится эта картина, которая подражает и цитирует старое кино в диапазоне от Луи Фейада и немецких экспрессионистов до техниколоровских хорроров категории B, на цвет которого больше всего похоже изображение. При этом «Запретная комната» снята на цифру: это — не стилизация, а напротив, радикально современное кино эры интернета, которое грезит о старых фильмах; многие приёмы, взятые Мэддином из немого кино, в этом контексте выглядят как современный авангард — например, комбинированная съёмка напоминает о полиэкране, а интертитры — об экспериментах с объединением кино и текста. Параллельно с фильмом режиссёр делал свой мультимедийный арт-проект «Сеансы», в котором он воссоздаёт сто утраченных и неосуществлённых фильмов. Если «Сеансы» — это спиритизм (в английском у слова seance есть только это значение), то «Запретная комната» — сон о кино, то есть — сон о снах. Осталось только понять, снится ли этот фильм нам или мы снимся этому фильму.

поддержать
seance
Чапаев
Библио
Потенциал
СОфичка
Осколки
БокОБок
Malick
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»