18+

Подписка на журнал «Сеанс»

20 МАЯ, 2015 // Фестивали

CIFRA: 4 фильма из Венгрии, которые вы не видели

Сегодня в московском ЦДК откроется минифестиваль венгерского кино CIFRA 1. О четырех фильмах, которые привезут в Москву, помимо «Белого бога» Корнеля Мундруцо (это кино несколько месяцев назад было в российском прокате), рассказывает Василий Степанов.

«Свободное падение». Реж. Дьёрдь Палфи. 2014«Свободное падение». Реж. Дьёрдь Палфи. 2014

Молодое венгерское кино — довольно странный предмет, оно вроде есть (единственный дебютант в каннском конкурсе этого года как раз венгр, работавший ассистентом у Белы Тарра Ласло Немеш), но в России точно не на виду. Минифестиваль CIFRA 1 эту ситуацию пытается скорректировать, показав самые модные венгерские фильмы последних лет (в том числе три дебюта).

 

«Свободное падение» (Szabadesés). Реж. Дьердь Палфи, 2014

24 мая (17.00)

 

 

Дьердь Палфи — самый именитый (помимо Мундруцо) венгерский кинорежиссер, которого можно причислить к условно молодым. Его большая карьера началась уже в XXI веке: за полтора десятка лет он успел запоминающийся артхит («Икота»), выпотрошить последние пятьдесят лет венгерской истории («Таксидермия»), поиграть в кино на коленке («Я тебе не друг») и угодить киноманам своим found-footage «Окончательный монтаж». Новый фильм Палфи — это возвращение автора на территорию венгерского гротеска (чтобы узнать, что это такое, предлагаем прочитать сборник Иштвана Эркеня «Рассказы-минутки» ). Действие «Свободного падения» разворачивается в подъезде семиэтажного панельного дома: старуха (квартира на четвертом) прыгает с крыши с сумкой тележкой и пластиковым мешком, зритель охает, но тут выясняется, что она так спускается в продуктовый магазин. На остальных шести этажах дома тоже живут непростые люди.

«Свободное падение» походит на сон. Правдоподобно выписанная реальность сбоит на экране абсурдом: иногда страшно, но чаще смешно и странно. Сарказма Палфи не занимать, этот фильм можно читать и как коллекцию гэгов, и как метафорическое высказывание о замкнутом круге человеческой жизни. «Время — это плоский круг», — говорил герой Мэтью Макконахи в «Настоящем детективе», и Палфи бесстрашно доказывает эту гипотезу на венгерском материале. Бескомпромиссное зрелище для тех, кто хочет узнать, как заниматься сексом, обернувшись в полиэтилен, и не боится левитировать.

 

«Без всяких на то причин» (Van valami furcsa és megmagyarázhatatlan). Реж. Габор Рейс, 2014

21 мая (19.30), 23 мая (17.00)

 

 

Дебют Габора Рейса «Без всяких на то причин» (в оригинале «Что-то странное и необъяснимое») — идеальное кино для приза зрительских симпатий на любом международном кинофестивале (впрочем, кое-где оно получает и настоящие призы от жюри). Еще одна вариация на тему взросления с учетом того, что жертва этого взросления главный герой, которому стукнуло 29 лет. Детство затянулось, Арон закончил киноведческий, на работу не устроился (резюме никак не может написать), на носу очки, ходит на цыпочках. А тут еще подружка Эстер ушла, даже в олос в сливе ванны не осталось. Блондинка.

Первое, чему хочется позавидовать, — это бытовая наблюдательность Рейса. Семейный обед, на котором обсуждают помидоры (где они все-таки выросли: в Венгрии или нет?), встреча в дешевом баре со школьным обидчиком, ныне несчастным учителем географии, любовное томление в автобусе при виде внезапной контролерши, — сцены феерические и в то же время предельно точные. Второе — легкость подачи. Легкость обычно дается тяжелей всего: изобретательным монтажом, иронией и каким-то чудом Рейс превращает среднестатистическую историю довольно жалкого недотепы в нечто пронзительное. Это второй за последнее время фильм про финноугорского кинокритика, от которого веет необъяснимой легкостью: первый — Free Range Вейко Ыынпуу.

 

«Лиза-лиса» (Liza, a rókatündér). Реж. Карой Уй Месарош, 2015

20 мая (19.30), 24 мая (18.30)

 

 

 

Хорошая девушка Лиза ухаживает за парализованной вдовой японского посла и отчаянно хочет найти мужчину своей мечты, ведь ей уже тридцать лет. К сожалению, влюблен в нее только коварный призрак популярного японского певца, песни которого Лиза слушает на магнитофоне своей хозяйки. Любой, кто покушается на даму сердца этого демона — попадает в его поле зрения и вскоре прощается с жизнью. Лизой, а точнее трупами вокруг нее, начинает интересоваться бдительная будапештская полиция.

Гордость Венгерского фонда кино, дебютный фильм-открытка, призер фестиваля «Фантаспорто», сосредоточие всех тех радостей, которые должен предоставлять кинематограф, когда от него ничего не требуют. «Лиза-лиса» разворачивается в утопических (но не слишком, потому что речь идет об убийствах) венгерских 60-х с гамбургерами, свингом и зеркальными дискоболами, поет по-японски, танцует, разговаривает с призраками, показывает астероиды и американских космонавтов, в общем, делает все, что только заблагорассудится, и даже более того. Это может быть утомительно и избыточно, но всегда изобретательно. В кинотеатрах самой Венгрии фильм посмотрело 50 тысяч человек, что считается невероятным прорывом.

 

«Жизнь после жизни» (Utóélet). Реж. Вираг Зомборац, 2014

22 мая (19.30)

 

 

Еще один дебют и еще одна комедия про призрака. К молодому человеку, нежному, щуплому, невротичному, в майке, после похорон является призрак отца-пастора. И пока юноша пытается разобраться, в чем дело, происходит странное — отношения с покойным, которые при жизни были не особенно хорошими, вдруг начинают налаживаться.

«Жизнь после жизни» называют одним из лучших венгерских фильмов последнего времени. Он, как и остальные успешные проекты, пытается усидеть сразу на нескольких стульях: это и черная комедия, и размышление на возвышенные темы. Кажется, в Венгрии эта тактика приносит свои результаты. По крайней мере, призраки больше не беспокоят.

Gilliam
Beat
Gilliam
Проводник
Чапаев
3D
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»