«Эластико»: Адидас расправил плечи
Улан-Удэ. Матвей, двадцать с хвостиком. Папа был водолазом, мог жить без воздуха. Мог-то мог, но умер всё же. Мама — тоже. Мотя с другом на праворульном бомбят «японце»: возят шмар, когда над Байкалом заходит солнце,
а когда не бомбят, мяч во дворе пинают. Есть еще красавица Даша, ее Матвей обнимает. У Матвея — талант: в футболе он гений. Николай Петрович — местный тренер — считает: Бог дает только избранным, значит надо работать. Добиваться, как Рокки: — кровью и потом. Может, будет Москва, «Спартак», стадион в Тушино. А пока эм-си Шумер что-то рифмует в уши им.
Тут, наверно, стоит завязать с пародиями на сибирский рэп: всем, кто видел бурятского «Решалу», а потом, не уходя в офлайн, сразу же пересел на «Решалу 2», рекомендовать новый фильм «Эластико» нет нужды: история про талантливого футболиста при братве районного масштаба — своего рода спин-офф дилогии — интерпретация одной из бандитских баек о дворовом марадонне Ване, который на своих спортивных ногах гонял швырять бандяк за высокий забор колонии и добегался. Ушатал Ваню физически развитый правоохранитель. Матвею повезло больше, но без феерического эпизода с воровской бандеролью и забегом к берегу Байкала в «Эластико» не обошлось. Есть и другие районные прихваты: побег от маршруточников, разговор по душам с дилером и прочие мутные схемы.
И все же, несмотря на криминальные завитки сюжета от авторов «Решал», новый фильм — история из другой оперы. Не крутые разборки, а, скорей, отечественный заход на территорию «молодых рассерженных людей». «Одиночество бегуна на длинную дистанцию», снятое с ироничным ТНТ-шным прищуром (спасибо Дмитрию Власкину) и живым региональным пониманием земли под ногами. «Эта спортивная жизнь» с элементами «Физрука».
«Эластико». Реж. Михаил Расходников. 2016
Редкий для нашего кино эффект: в «Эластико» российская реальность ощутима, внятна, исполнена тоски и любви. Не режет ни глаз, ни ухо. Осыпанный бетонной пылью город, циклопическая лестница со статуей Ленина на вершине и засохшим фонтаном у подножия, трамвай из бывших, убитые малометражные квартиры, выцветшие обои, мебельные стенки, видевшие Брежнева, и в то же время шестой айфон, торги золотом на электронной бирже, волшебное слово из «50 оттенков серого», Айн Рэнд в четком пацанском пересказе — Адидас расправил плечи.
Как это обычно бывает со спортивными драмами, «Эластико» — это кино, устремленное в будущее. Оно тянет к «счастливому» финалу, даже помимо воли героя, которому, конечно, и так жить удобно, в родном болоте. Симпатичная дворовая реальность грозит алкогольной депрессией и зоной, но в ней ты вечно на вершине мира. Главное не смотреть под ноги, глянешь вниз — убьешься. Если об этом не догадываются зрители, разомлевшие от байкальского солнышка, подскажет саундтрек: «Это красный город в красной стране: лицом — к стене, пуля — в спине. Издалека долго едет черная „волга“».
Элементарный, жанровый, пружинящий, как мяч, «Эластико» чудно держит ритм, не сбивая дыхания, переходя от простого к сложному, от частному — к общему, командному. Кто финтит лучше: форвард Мотя или те, кто его любят и гонят вперед и родного города? Кто виноват, что победа всегда пахнет поражением, а жизнь чуть что норовит отобрать мяч у зазевавшего игрока? Эти вопросы «Эластико» проговаривает с какой-то несвойственной российскому массовому кино прямотой. Спасибо Бурятии.
Читайте также
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой
-
Оберманекен будущего — «Господин оформитель» Олега Тепцова
-
Дом с нормальными явлениями — «Невидимый мой» Антона Бильжо
-
Отменяя смерть — «Король Лир» Сергея Потапова
-
В поисках утраченного — «Пепел и доломит» Томы Селивановой