18+
// Рецензии / Фестивали

«Восход Эдерлези»: Стоя по стойке смирно

Сегодня в Иваново завершается фестиваль «Зеркало», но показы некоторых фильмов программы продолжатся в Москве. Среди прочего в «Октябре» 22 июня будут демонстрировать «Восход Эдерлези», томительный космический трип с порнозвездой в роли андроида.

«Восход Эдерлези». Реж. Лазар Бодрожа. 2017

Прошло несколько веков, но космодром «Байконур» всё ещё работает, и корпорация, названная в честь цыганской песни Ederlezi, отправляет оттуда корабль к Альфе Центавра. Экипаж — по не вполне понятной причине — состоит из всего одного человека, мужчины средних лет по имени Милютин, и приставленного к нему андроида Нимани, сделанной специально в соответствии с представлениями пилота об идеальной внешности. Контролирует рейс с Земли (а также изучает поведение пилота) строгая женщина, представляющаяся социальным инженером.

Если добавить, что Милютин то и дело говорит о том, как разочарован в женщинах, нетрудно в общих чертах представить, что произойдёт дальше. Понятно, почему фильм дебютанта Лазара Бодрожи попал в международный конкурс фестиваля имени Тарковского: «Восход Эдерлези» — вариация «Соляриса», пусть и приближающаяся во многие моменты к жанру софткор-порно. Андроида играет порнозвезда Стоя, и в результате эротических сцен несколько больше, чем было бы необходимо (по-человечески режиссёра можно понять). Патрон фестиваля, наверное, такое бы не одобрил, но почему нет. В конце концов, речь идёт о том, как устроено желание и влечение: послушный робот делает всё, что укажет герой на своём планшете, Нимани принадлежит ему вся — а он хочет, чтобы не вся, ведь иначе неинтересно.

 

 

«Восход Эдерлези», к сожалению, всё же не «Солярис» и не «Бегущий по лезвию», хотя сделан в определённой повестке и задуман как высказывание. Его интереснее рассматривать как симптом, а не как самодостаточное размышление. Возможно, этот сюжет — реакция на прогресс, подспудное проявление технологического скептицизма? Очеловечивание робота — как попытка справиться со страхом механического человека, превратив его в настоящего. Вполне осознанным, впрочем, выглядит присутствие Стои: порнография изменила сексуальность, предоставив любому человеку с доступом в интернет бесконечную машину желаний — не в «сталкеровском» смысле выражения, наверное, хотя… Покорный андроид, меняющий поведение согласно выбранному тэгу, — просто развитие этого принципа, сложная секс-игрушка для современного человека в ситуации тотального одиночества (в космосе никто не услышит твой крик). И тем не менее, в этом аспекте выводы фильма тоже идеалистические: Лакан писал, что секс — это мастурбация при помощи другого. Так бы оно и было в сериале «Чёрное зеркало», но в «Восходе Эдерлези» романтическая любовь, конечно, восторжествует.

«Восход Эдерлези». Реж. Лазар Бодрожа. 2017

Интересно наблюдать, как Лазар Бодрожа, современный художник по первой профессии, работает с эстетикой sci-fi. Невеликий бюджет «Эдерлези» не сравнить с колоссальными машинами голливудской фантастики, и в этой восточноевропейской бедности есть своеобразное обаяние. Капитанский мостик корабля снят, кажется, в каком-то заброшенном ангаре, а когда герой выходит в открытый космос, скрывать кустарность компьютерных эффектов авторы и не пытаются — в результате получается такая театральная «Гравитация». Сходство усиливается и тем, что артист Себастьян Кавацца выглядит, как бюджетный словенский Джордж Клуни; что тоже трогательно. Всё это перемешано со вкраплениями чистого эстетизма, иногда фильм оказывается в шаге от того, чтобы стать видеоклипом или объектом видеоартом: предельно искусственный свет, полуабстрактный монтаж некоторых сцен, несюжетные секвенции из вращающихся сфер, рост человеческих тканей под микроскопом. К сожалению, Бодроже не хватает последовательности или смелости — он так и не решается окончательно зайти на территорию Виндинга Рефна и сделать психоделику про неоновые огни и геометрические фигуры. «Восход Эдерлези» как будто не может решить для себя, что же он такое, и в результате не реализует ни один из многочисленных потенциалов в полной мере. Но, в конце концов, всегда можно считать звёздный корабль метафорой и воспринимать картину как star vehicle: смотреть на Стою на большом экране — само по себе уже волнующий парадокс.

Пылающий
Киносцена
Чапаев
Библио
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБиблиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2018 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»