Номенклатурный ромком
В старом простодушном театре его называли водевилем, а в кинематографе зрелого периода он обосновался под псевдонимами «лирическая комедия» (в советском варианте) и «романтическая комедия» (в американском). У нас лирическую комедию подтравливали за легковесность, но всё равно предпочитали её более опасной сатире. До высшей кондиции и, можно сказать, до иезуитской метафоричности этот деликатный жанр довёл Эльдар Рязанов; вырождение жанра красноречиво засвидетельствовал обескровленный римейк «Служебного романа». Даже гений Бекмамбетова (почти без кавычек) не смог вдохнуть новую жизнь в «Иронию судьбы». Казалось, что нынешнее время не способно породить ничего смешного выше планки
Кадр из фильма А. Смирновой Два дня (2011)
Авдотья Смирнова подошла к ромкому с другой — как бы не комедийной, а возвышенной, даже интеллектуальной стороны. Погрузившись во время съёмок сериала «Отцы и дети» в атмосферу культурного заповедника, она вместе с соавтором сценария Анной Пармас потянула из тургеневских дворянских гнёзд шлейф литературных легенд. Всё действие «Двух дней» происходит в
В экспозиции к фильму пейзаж усадьбы (роль которой сыграло Абрамцево) населяет киногруппа во главе с режиссёром Борисом Хлебниковым и актрисами Анной Михалковой и Ксенией Раппопорт: первая должна играть Акулину, вторая — Софью. Но вместо этой киноленты (которую я лично очень был бы не против посмотреть) мы увидим другую. Ксения Раппопорт сыграет в ней нищую, одинокую, неуклюжую, но гордую и страстную музейную работницу, а Фёдор Бондарчук — блатного замминистра, единоросса, скрытого алкаша, записного циника, а, в
Между ними, далёкими планетами из разных галактик, вспыхнет огонь. Любовная интрига будет развиваться на фоне нашествия
Кадр из фильма А. Смирновой Два дня (2011)
Заходя на территорию Рязанова, Смирнова не пытается его переплюнуть: ей более дороги любимые тропинки из романов Джейн Остин и фильм «Четыре свадьбы и похороны». Различима в этом фильме и другая, более близкая нам социальная модель уже отечественного производства — «Тема» Глеба Панфилова, где разыгрывалась во многом сходная коллизия: номенклатурный писатель (Михаил Ульянов), выехав в провинцию, оказывал знаки внимания музейной работнице (Инна Чурикова), но та, будучи записной интеллигенткой, отвергала его как эстетически чуждый элемент. Только надрывный драматизм «Темы» переходит в «Двух днях» в мелодраматизм и самопародию. Соответственно снижают тему, уже без кавычек, имиджи современных актёров: Бондарчук — это огламуренный Ульянов, Раппопорт — травестированная Чурикова. Иных социальных типов, которыми было так богато кино шестидесятых, семидесятых и даже восьмидесятых годов, в новом столетии почти не осталось.
Другой источник вдохновения, быть может, подсознательно, режиссёр находит в творчестве своего отца Андрея Смирнова (он играет в «Двух днях» коррумпированного министра). Влияние его и его эпохи в этой картине, может быть, и неочевидно, но глубоко; хотя вряд ли он, ненавидящий само слово «мейнстрим», допустил бы столь жирные краски и даже вампуку в изображении деревни. Но дело в том, что Смирнов снимал народное кино для интеллигенции, Смирнова же хочет делать интеллигентное кино для народа, по нынешнему — культурный мейнстрим. Интересно заметить, что «человеческое кино» сегодня пытаются делать в России преимущественно женщины — в то время как раньше именно представительницы «слабого пола» занимали в кинорежиссуре самую жёсткую и радикальную позицию.
О намерениях Авдотьи Смирновой сигнализировал уже её режиссёрский дебют «Связь». Покончив с декадентскими увлечениями юности, с культом ярких личностей типа Бунина и Спесивцевой, она предпочла сделать love story из жизни среднего класса, выбрав героев, трогательных в своей инфантильной посредственности. Фильм получился милым, но вяловатым и не вполне органичным для режиссёра: все знают Дуню Смирнову как человека, далёкого от «золотой середины». Однако удивительным образом этот эксперимент оказался почти революционным, заполнив пустующую нишу российского мейнстрима — между «лютым артхаусом» и «блокбастерами».
Кадр из фильма А. Смирновой Два дня (2011)
Трудно сказать, насколько обретённая Смирновой ниша — действительно её собственная. Но разговоры о том, что сказочный