«Бриллианты» Рустама Хамдамова
Рустам Хамдамов и Сергей Мокрицкий
Сергей Мокрицкий, оператор-постановщик
Рустам Хамдамов — это национальное достояние. Он обязан снимать, задавая планку, определяя вектор развития культуры. Каждый оператор зависит от режиссера. Все мы ждем того, кто заставит работать на максимум, поможет соприкоснуться с чем-то значительным. Когда мы готовимся, Рустам прорисовывает каждый кадр, заставляет меня слушать музыку, рассказывает о стилях и эпохах, объясняет, как менялись представления о прекрасном. Начало работы на площадке ассоциируется у меня со стрелой, с вершиной треугольника. Он движется от основания, становится уже и достигает той точки, когда включается камера. И там концентрируется вся энергия. Приближаясь к этой вершине, мы обсуждаем каждый кадр все детальнее. Это и есть настоящая магия. Но, чтобы она произошла, все волшебные элементы должны быть тщательно подготовлены. Смешаны они будут лишь во время съемочного процесса.
Рустам Хамдамов и Наталья Кочергина
Наталья Кочергина, художник-постановщик
Первое мое впечатление о Рустаме Хамдамове — удивление. Я удивилась очень спокойному взгляду, который не привыкла видеть у режиссеров. Я услышала о нем очень давно — когда закрывали фильм «Нечаянные радости». Я работала на другой картине — и мне принесли журнал, где были рисунки Хамдамова. Они меня потрясли. Я стала их собирать — у меня дома целая папка вырезок. После истории с «Рабой любви» Рустам пропал с горизонта. И вот теперь появился здесь — и я испытываю огромное удовольствие от одного общения с этим человеком. До знакомства мне казалось, что он должен быть выше ростом и жестче, поэтому сейчас не перестаю удивляться мягкости его спокойного взгляда. Мне очень понравилось, как он смотрел и выбирал реквизит и костюмы — спокойно, вдумчиво, без суеты и ажиотажа. Иногда приходят и хотят сразу все-все-все — а он точно знает, что ему нужно.
Рустам Хамдамов и Дмитрий Алексеев
Дмитрий Алексеев, художник-постановщик
Изобразительная культура стремительно уходит из мирового кино. В Хамдамове она жива. По его рисункам всегда можно понять качество, фактуру, возраст и цену кружева, перстней, заколок и шляпок. Когда начинаешь с ним говорить, эта страсть к подробности проявляется и в речи. Очень подробно он разбирает каждый кадр, сцену, актера. И даже когда говорим не о картине, даже просто идя по улице, он анализирует все, что происходит вокруг, перескакивает с одного на другое, но при этом остается верен одному себе. Рустам — это узор ковра: он бесконечен, он нетороплив, и, несмотря на пестроту, он всегда об одном и всегда — о самом главном. И его реакция на неточности в культуре изображения — мгновенна.
Рустам Хамдамов и Надежда Васильева
Надежда Васильева, художник по костюмам
Он всегда детально объясняет, почему выбирает одно, а не другое. И когда объясняет, начинает рассказывать историю появления той или иной вещи, рассматривает ее в культурном, историческом контексте, рассказывает, как эта прическа или шляпка повлияли на человечество. У Рустама одно всегда цепляется за другое — начинает с обычной шляпки, а заканчивает мировой войной. Мне очень нравится его отношение к обуви, одежде, украшениям — во всем для него необыкновенно важны детали. Он говорит веские вещи, всегда по существу — и, как правило, начиная разбираться в вопросе, убеждаешься в его справедливости. В то же время, в его кинематографе интересна совсем не реальность, не историческая убедительность. В его фильмах есть скрытая магия, присутствие которой ощущаешь с первого кадра. Рустам проводит карандашом по бумаге, делает два-три движения — и она рождается у тебя на глазах.
Читайте также
-
Школа: «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского — Раёк Райка в Райке, Райком — и о Райке
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера