18+
4 ИЮЛЯ, 2016 // Хроника

Проект «Чапаев»

На прошлой неделе в рамках ММКФ «Сеанс» представил образовательный интернет-проект «Чапаев», который начнет свою работу в конце этого года.

«Сеанс» работает над научно-просветительским проектом «Чапаев».

Что это такое? Прежде всего, это не база киноданных. Мы не соревнуемся с порталами «Кинопоиск» или «Кино-театр.ру». «Сеанс» не обладает возможностями для строительства массивного архива, включающего в себя все отечественные фильмы, независимо от их объективной ценности для зрителя и истории нашего кинематографа. Мы не хотим, чтобы наш проект превратился в каталог фамилий и названий. У «Чапаева» принципиально другой подход. Мы хотим идти к фильмам, рассказывая о контексте, в котором они были созданы, о людях, которые их делали. Хотим посмотреть на историю нашего кино и нашей страны в её совокупной целостности как на историю связей, событий и феноменов.

В основе той информационной базы, с которой мы сейчас работаем, энциклопедическая работа, начатая еще в 1997 году до эпохи тотального интернета для «Новейшей истории отечественного кино». Это история, собранная руками. Свидетельством тому коробки с почтовой перепиской, где на биографические анкеты своим почерком отвечают композитор Исаак Шварц, режиссер Элем Климов, драматург Анатолий Гребнев и еще более тысячи кинематографистов. После выхода семитомника издание продолжалось в интернет-формате, но вечные проблемы с финансированием мешали систематической работе, а бизнес-поле для такого рода инициатив всегда проблемно. И мы рады, что в этом году наш замысел поддержан.

Сегодня история российского кино разрозненна и труднодоступна. Да, есть несколько учебников, написанных в разные годы, есть прекрасные специалисты, но не делается попыток донести информацию об отечественном кино до действительно широкой публики, до тех, кто не часто заходит в библиотеку (а может, и не имеет такой возможности) или в книжный магазин. «Сеанс» издает книги по кино и не понаслышке знает, с какими проблемами сталкиваются небольшие издательства, стремясь донести до публики плоды своего труда. Но мы видим, как востребованы образовательные инициативы пользователями интернета. Аудитория в интернете широка, свободна от географии и по преимуществу молода. Этим и объясняется наш популяризаторский подход. Мы хотим дать молодому зрителю ключи для восприятия собственной истории, отраженной в истории кино. Дать возможность увидеть в этом кино то, чего он не видел раньше, и понять, что видели в нем его родители. Мы считаем, что наше кино достойно такого подхода.

Рисунок Сергея Добротворского

В течение следующих полутора лет «Сеансом» будет разработано около ста курсов и лекций по истории нашего кинематографа от первого кинопоказа до сегодняшнего дня. Наш подход будет как хронологическим (то есть мы предложим подробные курсы согласно традиционной периодизации), так и «феноменологическим» (будут курсы, рассказывающие о жанрах и типажах, индустриальных и общественных особенностях кинопроцесса). Одна из важнейших задач для нас — погружение в контекст, к которому будет привязан объемный и доступный словарь по упомянутым в курсах и лекциях фильмам и людям.

Конечно, редакция «Сеанса» мала. В ней не так много киноведов, специализированно занимающихся историей отечественного кино, и еще меньше историков широкого профиля, но все же нам кажется, что именно «Сеанс», умеющий мобилизовать сообщество, постоянно сотрудничающий с многочисленными авторами (среди которых есть множество уважаемых исследователей) и никогда не замыкавшийся в кругу только лишь «сеансовских» авторов, способен осуществить задуманное. Спросить на манер Чапаева у коллег: «А винтовка твоя где?» И получить ответ.

Рисунки Сергея Добротворского

«Чапаев» для нас не просто звонкое слово или название громкой «ленфильмовской» картины, в которой парадоксально соединилось и проявилось авторское и массовое. Для нас это элемент не столько большого советского, сколько частного, «сеансовского» мифа, связанного с фигурой Сергея Добротворского, и той контркультурной традиции, которую парадоксальным образом вместил в себя образ лихого красного комдива.

А кому фильм понравился больше в 1935-ом, Сталину или Мандельштаму, сегодня не так уж важно.

Русская симфония
3D
3D
Полночь в Париже
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»