Уловка XXI
Сколько победителей потерпело поражение! Сколько счастливых финалов оказалось на самом деле несчастливыми! Сколько уважаемых людей продало свои души подлецам за мелкую монету, а у скольких
души-то и вовсе не оказалось! Сколько прямых дорог оказалось кривыми, скользкими дорожками! И если всё это сложить и вычесть, то в остатке окажутся только дети и ещё, быть может, Альберт Эйнштейн дакакой-нибудь скульптор или скрипач.— Джозеф Хеллер.
Задача, поставленная в этой книге, амбициозна до абсурда и вряд ли выполнима: попытаться понять, что такое кинематограф
Вопреки всем опасениям и надеждам, кино не умерло — его не смогли уничтожить ни телевизор, ни видеоигры, ни «YouTube». Оно трансформировалось. Эта книга — список возможных мутаций. История болезни или, напротив, выздоровления. Самая прилипчивая из эпидемий, постмодернизм, угасает, но ещё теплится — и никуда не денется, пока дееспособны главные разносчики заразы. Многие из них — герои этой книги: в их фильмах кризис эстетики нередко даёт в сочетании с возрастным кризисом интереснейший результат. Есть и другие. Новые реалисты наводят мосты между окружающим миром и различными формами его экранной репрезентации — как правило, без большого успеха. Новые идеалисты пытаются снимать так, будто предыдущего столетия не было вовсе, и сражаются с реальностью при помощи своих фантазий. Зритель, открыв рот, следит за гладиаторскими боями, в которых призом служит его внимание.
Принцип селекции материала в этой книге — простейший: речь идёт о фильмах, снятых после
Многие изменения связаны с внутренними процессами кинематографа, другие предопределены событиями внешнего мира — хватило одних лишь событий
Семь американцев. Два француза, два японца, двое англичан (оба снимают в США), трое бельгийцев (ибо братья Дарденны работают вместе), двое испанцев. Один португалец, один малазиец, один австриец, один немец, один итальянец, один румын, один чех, один голландец, один израильтянин, один датчанин, один русский. Набор вышел достаточно разношёрстным, чтобы можно было с уверенностью говорить о новых, всеобщих тенденциях.
Уловка XXI: Очерки кино нового века
Пролог. Кино против кино: Оливейра
I. Постмодернисты (Inferno)
1. Сияние: Линч
2. Персона: Китано
3. Головокружение: Альмодовар
4. Амаркорд: Цай
5. Слово: Тарантино
6. Покаяние: Верховен
7. Тупик: Миядзаки
8. Фотоувеличение: Джармуш
9. Зеркало: Триер
II. Реалисты (Purgatorio)
1. Фотоувеличение: Ван Сэнт
2. Головокружение: Херцог
3. Персона: Коэн
4. Слово: Зеленка
5. Тупик: Пуйю
6. Сияние: Шеро
7. Зеркало: Мендес
8. Амаркорд: Фольман
9. Покаяние: Дарденны
III. Идеалисты (Paradiso)
1. Амаркорд: Ван Дормель
2. Слово: Андерсон
3. Тупик: Аменабар
4. Персона: Аронофски
5. Фотоувеличение: Соррентино
6. Покаяние: Ханеке
7. Зеркало: Звягинцев
8. Головокружение: Дюмон
9. Сияние: «Pixar»
Эпилог. Кино после кино: Оливейра
Читайте также
-
Амит Дутта в «Гараже» — «Послание к человеку» в Москве
-
Трепещущая пустота — Заметки о стробоскопическом кино
-
Между блогингом и буллингом — Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»
-
Школа: «Теснота» Кантемира Балагова — Области тесноты
-
Зачем смотреть на ножку — «Анора» Шона Бейкера
-
Отборные дети, усталые взрослые — «Каникулы» Анны Кузнецовой