18+
19 МАЯ, 2016 // Фестивали

Канны-2016: Долан / Арнольд. Золотое пальмовое масло

Сегодня в Каннах — премьера нового фильма Ксавье Долана «Это всего лишь конец света». Для такого кино, как и для American Honey Андреа Арнольд, Андрей Карташов предлагает учредить специальный приз.

«Это всего лишь конец света». Реж. Ксавье Долан. 2016«Это всего лишь конец света». Реж. Ксавье Долан. 2016

Да, он это сделал: в новом фильме Ксавье Долана звучит песня Dragostea din tei группы O-zone. Помнится, в «Ещё одном годе» Оксаны Бычковой были отмечены три стадии вечеринки — Joy Division, Валерий Меладзе и «Руки вверх», и вот Долан дошёл до последней; как теперь может дальше развиваться поэтика постановщика, решительно непонятно. Тем более, Ксавье скоро тридцать, и его очаровательные юношеские закидоны уже перестают очаровывать.

«Это всего лишь конец света» — опять экранизация пьесы (как и «Том на ферме»), опять история о семейных отношениях (как и почти все предыдущие работы Долана). Борис Нелепо справедливо заметил, что в Каннах-2016 это вообще основная тема; особенно же много фильмов с семейными застольями. Вот и у Долана действие происходит за обедом в одном французском доме, куда после долгого отсутствия возвращается блудный сын-эмигрант, чтобы сообщить родственникам что-то важное. По всей вероятности, Луи живёт в Канаде, как и сам Долан, для которого «Конец света» стал первой работой с этой стороны Атлантики. Францию мы увидим только из окна автомобиля — зато режиссёр, переместившись в Европу, занял в главных ролях исключительно крупнейших французских звёзд (Ульель, Сейду, Котийяр, Кассель, Натали Бай) и наделил их типичной для французов привычкой кричать вместо того, чтобы разговаривать.

«Это всего лишь конец света». Реж. Ксавье Долан. 2016«Это всего лишь конец света». Реж. Ксавье Долан. 2016

Молчит один Луи, трагично улыбаясь: картина, в принципе, является экранизацией подростковой фантазии «я умру, и все они пожалеют», и у героя соответственно трагический вид. Остальные вопить начинают сразу же, причём поначалу это вовсе не мотивировано сюжетом: очевидно, режиссёру просто нравится, когда люди кричат. Кроме того, принято считать, что театральный первоисточник, да и просто театральная драматургия автоматически оправдывает повышенные тона; но даже если принять этот довод, «Конец света» всё равно невыносим, как невыносима была «Мамочка», и можно только сказать спасибо постановщику за то, что на сей раз это длится всего лишь полтора часа. Что же касается работы с театральным текстом, то с визуальной точки зрения фильм Долана нарочито антитеатрален — он почти весь снят крупными планами. Избавившись от всего лишнего, Долан оставляет только чистую эмоцию. Вторая и главная удивительная подробность того, как сделана эта картина, — она снята на плёнку и показана в Каннах с плёнки (при том, что верный «Кодаку» «Личный покупатель» здесь демонстрировался с DCP), и вот это уже как-то сложно объяснить. Это ради мягких цветов? Ради того, чтобы залить последнюю сцену оранжевым, которого не даст холодная цифра? Может быть, но цветокоррекция сейчас умеет всё, и больше похоже на то, что для Долана 35 мм — это просто винтаж, такой же, как цветастое платье героини Натали Бай. Ведь надо было что-то придумать после квадратного фильма «Мамочка»? Нет, всё-таки и правда непонятно, что Долану делать дальше; до свиданья, дети.

***

На звание главного фейка фестиваля и соответствующий ему приз «Золотое пальмовое масло» есть и другой кандидат. Не имеющий внятного перевода на русский язык American Honey британки Андреа Арнольд был показан в один из первых дней фестиваля, тоже в основном конкурсе, и у него есть кое-что общее с картиной Долана, а именно — та же эстетическая максима «сделайте мне красиво», которая достигается примерно теми же средствами: саундтреком из топа iTunes и — не хотелось произносить слово «инстаграм», но тут оно уместнее других.

По сюжету восемнадцатилетняя девушка из Оклахомы по имени Стар, чьё классовое положение определяется в Америке специальным выражением white trash, знакомится на парковке с Джейком — симпатичным молодым человеком немного постарше. В тот же вечер она, бросив всё то немногое, что у неё было, отправляется в путешествие: Джейк даёт Стар работу в команде таких же юных бездельников, которые перемещаются на микроавтобусе по Среднему Западу и ходят по домам, продавая журнальные подписки. Само собой, поездка сопряжена с большим количеством алкоголя, наркотиков и секса, и по замыслу фильм Арнольд, где сюжет не всегда видно за бесконечными сценами угара, напоминает другую картину с непереводимым названием — Spring Breakers Хармони Корина, которая наверняка и была источником вдохновения для режиссёра.

«American Honey». Реж. Андреа Арнольд, 2016«American Honey». Реж. Андреа Арнольд, 2016

Корин, однако, снял своё кино на родном ему материале и в то же время с некоторой дистанции, не предполагающей идентификации с персонажами. В свою очередь, у британки Арнольд — взгляд почти что туриста: её фильм очень настаивает на всём американском — тут и жанр роуд-муви, и прерии, и ковбои, и бикини из флага Конфедерации. Одновременно он настаивает на сопереживании героям, которые раз в десять минут начинают исступлённо танцевать под клубный хип-хоп, и мы, по замыслу автора, должны разделять с ними их эйфорию. В том, как Арнольд наблюдает за своими юными персонажами, есть нечто непристойное (уже в «Аквариуме» ощущался синдром Ларри Кларка), и в этих натужных эпизодах, столь очевидно сконструированных и сыгранных — при том, что играют непрофессионалы — видна настоящая режиссёрская беспомощность: не знаешь, что делать — включи Рианну и заставь героев плясать; повторять по необходимости. Такое бывает, когда пресловутая «энергетика» становится единственным смыслом картины. Камера любовно рассматривает угрюмые индустриальные ландшафты, ловит солнечные лучи в линзу. Высунувшись из автомобиля, Стар с раскинутыми руками на фоне неба позирует для афиши фильма.

Кэмп
Кабачки
Erarta
Место преступления
Рыцарь кубков
Бок-о-бок
Московская школа нового кино
Петербургская школа нового кино

Друзья и партнеры

Порядок словTour de FilmRosebudМузей киноКиносоюзЛенфильмKinoteИное киноAdvitaФонд киноВыход в ПетербургеЛегко-легкоКиношкола им. МакГаффинаБибилиотека киноискусства им. ЭйзенштейнаМосковская школа нового киноКинотеатр 35 ммРоскино
© 1990–2016 МАСТЕРСКАЯ «СЕАНС»